Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны; с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» — самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.
Стиль и тактика общения закладываются в раннем детстве. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты.
Как разговаривать с беспокойным ребёнком?
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Терпеть не могу», «Ты меня извёл», «у меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.
2. Не разговаривайте с ребёнком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребёнку время, и обязательно поговорите позже.
3. Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребёнок почувствует внимание и заинтересованность.
4. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты — без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова.
5. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет, объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1. Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие (не путайте с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы четкие требования, не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
2. Никогда не наказывайте, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
3. Не отождествляйте проступок и ребёнка. Тактика «ты плохо себя ведёшь — ты плохой» порочна — закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
4. Обязательно объясняйте, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлёпнуть, вряд ли ребёнок поймёт, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нём (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу».
6. Не ставьте в пример «непослушному ребёнку» хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые — родители и воспитатели, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, — не очень хороший пример.
Какой метод эффективнее — похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.
В процессе воспитательно-образовательной деятельности и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность — неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно!», «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь!» — эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.
Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцирует новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх — достаточный мотив для достижения какого-то результата, но чувство обиды обычно даёт обратный эффект.
Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными. Твёрдыми, но доброжелательными; понять, что ребёнка нужно не только любить, но и уважать. Любой ребёнок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на наше понимание и помощь.
Автор: Юникова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 194 комбинированого вида»
Месторасположение: г. Красноярск
Дата изменения: 03.11.2014
Дата публикации: 03.11.2014