Урок по предмету «ОРКСЭ» на тему «Справедливость» в 4 классе

Урок по предмету «ОРКСЭ» в 4 классе
Тема урока: «Справедливость»

Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости.

Задачи:

  1. Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.
  2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».
  3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование: Мультимедийная установка.

Дидактическое обеспечение: Притча «Справедливость», карточки с отрывками из сказки «Справедливый ветерок», карточки с пословицами, модель «Весы справедливости» с ситуациями для разбора, словари,мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Вводный блок.

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(2 минуты.)

Учитель предлагает детям прочитать притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями.

(Приложение 1.)

Справедливо ли поступила Мурка?
Правильное ли решение приняли хозяева?

В результате определяется тема урока.

Ученики читают со слайда на интерактивной доске притчу, отвечают на вопросы и высказывают предположения по поводу темы урока.

2. Основной блок.

— Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 минут.)

Учитель предлагает обучающимся продолжить фразу «Справедливость — это…».

Учитель предлагает найти определение в разных источниках.

Затем учитель предлагает найти и прочитать определение в учебнике (с.28), и записать в тетрадь.

1) Дети пробуют продолжить фразу.

2) Ищут информацию в словарях и учебнике:

1 группа работает с толковым словарём В. Даля.

2 группа определяет, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подбирает подходящие по смыслу слова; (от старо–славянского слова праведный, правда)

3 группа пробует делать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

(Приложение 2.)

Вывод: справедливость – это правда.

3) Дети зачитывают найденные ими определения, сравнивают, находят в них сходство.

— Выявление места и причины затруднения.

(2 минуты.)

Учитель проводит побуждающий диалог. Справедливость свойственна всем людям?

Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.

А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?

Как вы считаете, по каким признакам можно определить, поступок – справедливый или нет?

Дети пытаются размышлять над проблемным вопросом.

— Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

(2 минуты.)

Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.

Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке.

Работа с рубрикой «Вы узнаете»

Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке

Что такое справедливость?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?

План

1. Прочитать текст в учебнике

2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод

3. Сравнить свои выводы с выводами автора

— Реализация построенного проекта.

(10 минут.)

Учитель организует работу по тексту учебника в парах (с. 28-29)

Предлагает ученикам составить моральные правила справедливого человека, найти и прочитать правила в учебнике.

Дети работают в парах по тексту учебника (читают текст, делают пометы, ищут ответы на практические вопросы, составляют схему признаков справедливости), сверяют схему со слайдом на интерактивной доске (Приложение3).

Ребята пробуют составить в группах свод правил справедливого человека, предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску. Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод.

(Приложение 4.)

— Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(5 минут)

Учитель предлагает привести примеры из литературных произведений (на слайде иллюстрации из русских народных сказок «Морозко», «Золушка»), ответить на вопросы:

«По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?»

Обучающиеся приводят свои примеры, рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопросы учителя

(Приложение 5.)

— Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8 минут)

Учитель предлагает поработать со сказкой «Справедливый ветерок».

Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить правило, которое помогло героям поступить справедливо.

(Приложение 6.)

Дети в группах читают отрывок по ролям, пытаются определить моральные правила и прийти к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло бы устроить всех. Свои выводы сверяют со слайдом на интерактивной доске.

( у 1группы — 3 правило, у 2 группы — 1 правило, у 3 – 5 правило)

3. Заключительный этап

— Включение в систему знаний и повторение.

(8 минут.)

Учитель предлагает ответить на вопрос: «Как вы думаете, быть справедливым сложно?» и обосновать свой ответ. Знакомит ребят с мудрыми высказываниями древних философов.

(Приложение 7.)

Учитель уточняет задание самостоятельной работы по модели «Весы справедливости».

На одной чашке весов записана ситуация, детям предлагается оценить поступок и записать на другую чашку, как восстановить справедливость.

(Приложение 8.)

Дети читают высказывания о справедливости на слайде, знакомятся с богиней правосудия — Фемидой, высказывают свои предположения, почему у неё завязанные глаза, и что обозначают в её руке весы и меч.

Разбившись в группе на пары, самостоятельно анализируют одну ситуацию на выбор.

Слушают ответы, сравнивают свои решения с решениями других детей, вносят изменения и дополнения в свои работы при необходимости, оценивают свою работу с помощью алгоритма самооценки.

— Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил правильно или были ошибки?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

— Рефлексия учебной деятельности.

(3минуты)

1) Учитель предлагает ребятам встать в круг и обменяться мнениями.

Был ли разговор полезен для каждого из вас?

О чём заставил задуматься?

(Ученики обмениваются мнениями)

2) Учитель предлагает выполнить эмоциональную самооценку на уроке. Игра «Мимика»:

«Улыбка» — материал усвоен, «Равнодушие» — есть над чем поработать,

«Грусть» — я что-то не понял.

— Домашнее задание (по выбору)

Учитель предлагает выбрать один из вариантов домашнего задания:

  • Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
  • Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
  • Составить синквейн по теме урока

Тестовые материалы, дополняющие содержание урока.

Приложение 1.

Притча «Справедливость»

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Приложение 2 Пословицы о справедливости

  1. Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
  2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
  3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
  4. Правду, что шило в мешке не утаишь.
  5. Говоришь правду-правду и…

Читать статью полностью (скачать)

Автор: Осинцева Зульфия Маратовна
Должность: зам. директора по учебно-воспитательной работе
Место работы: Филиал МОБУ СОШ д. Дорогино — НОШ д. Кириллово
Месторасположение: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Кириллово, ул. Центральная д.52

Дата изменения: 26.08.2016
Дата публикации: 26.08.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *