Коротина Надежда Васильевна
учитель русского языка и литературы
МКС(К)ОУ С(К)ОШ
г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область
План урока
Тема: Как правильно спорить.
Цель: Формирование навыков приемлемого поведения при споре.
Задачи:
Дать информацию о понятиях «ссора» и «спор»;
Привить навыки правильного поведения при споре;
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами.
Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам.
Оборудование: памятки «Как правильно спорить», карточки-стихотворения для каждого учащегося, презентация «Как правильно спорить»
Ход урока.
1. Оргмомент. Настрой на внимательное, вдумчивое отношение к теме классного часа.
2. Введение в тему. Беседа на тему: «в споре рождается истина» или «в споре умирает истина» ?
Для чего люди спорят? (Чтобы доказать свою правоту, объяснить истину).
Что такое истина? Одни утверждают, что в споре рождается истина, другие — что в споре она умирает.
3. Сообщение новых знаний.
На самом деле, все зависит от того, как именно спорить и зачем.
Как обычно возникает спор? Кто-то из присутствующих высказывает свою мысль. Остальные не согласны и начинают эту мысль оспаривать, высказывая своё мнение. Редко такие разговоры обходятся без обиженных, а то и травмированных участников. Ведь мало кто знает правила спора, так сказать, культуру спора. Ведь спор очень быстро может перерасти в ссору.
4. Словарная работа:
— Спор и ссора — это одно и то же?
— Спор — обсуждение чего-либо, при котором каждый отстаивает свою правоту.
— Ссора — взаимная вражда.
Чтобы не возникало обид или, что еще хуже, драк, нужно соблюдать следующие правила.
Правила спора.
1. Определись в точности, что ты хочешь доказать.
2. Внимательно послушай, что хочет тебе объяснить собеседник. Если тебе какое-то слово не понятно спроси, что оно обозначает. От того, что люди по-разному понимают одни и те же слова тоже случаются разногласия. Однажды мальчишки из 8 класса заметили, что ребята из класса слабослышащих показывают им пальцем у виска и подошли к ним разбираться и угрожать. Хорошо, что вовремя подоспел учитель и объяснил, что на языке глухих это обозначает «я тебя не понял».
3. Когда слушаешь собеседника — решай для себя: с чем ты согласен, а с чем нет и говори об этом. Например: в этом я с тобой согласен.
Если ты в чем-то не уверен — лучше честно скажи об этом и не запутывай дальше спор. Например, честно говоря, я в этом не уверен.
А о том, чего ты вообще не знаешь, не говори. Все знать невозможно, поэтому не стыдись сказать: Честно говоря, я в этом не силен.
4. Следующее правило очень, очень важно в споре, если его не соблюдать, то спор перерастет в ссору. Послушай его: если ты споришь, чтобы понять или доказать истину, а не для того, чтоб кого-то разозлить, обидеть или оскорбить то не в коем случае не оскорбляй, не дразни и не упоминай качества твоего собеседника.
5. Не ври. Люди со стороны чаще всего понимают, что ты говоришь неправду. Это бывает очень заметно, все на свете люди не любят лгунов. С ними не хотят играть, гулять, дружить, работать. Потому что никогда не знаешь, можно ему верить или он снова врет. Вот сказал человек правду, а ты сомневаешься: а вдруг соврал.
(Пример с йогуртом. Пример с разбитым умывальником)
Эти случаи произошли в 2004 году. Однажды Денис, мой ученик, взял йогурт во время дежурства и спрятал его. Когда мы разбирались, он на мой вопрос дал честный ответ: «Я взял».
Прошло время, в туалете кто-то разбил умывальник. Мы также разбирались. Он одним из первых сказал: это не я. И я тут же вспомнила прошлый случай и ему поверила, потому что он умеет признаваться, если виновен. А все лгуны были у меня под подозрением, пока не выяснили, кто, действительно, виноват.
6. Не слишком отвлекайтесь на побочные темы. Возвращайтесь к началу. Иначе спор не кончится.
7. В конце дискуссии не забудьте сделать выводы, а также пожать друг другу руки в знак уважения и благодарности за прекрасно (а главное — культурно) проведенное время и по домам в хорошем настроении! Удачных вам дискуссий!
5. Закрепление правил.
Ответы на вопросы по теме.
Итоговый вопрос перед практической работой:
— Так от чего зависит успех спора? (От соблюдения правил спора).
Чтение стихотворения и анализ речи мальчика, который вмешивается в спор:
Ну-ка, дайте мне поспорить!
Разгорланились тут все.
Ничего не знают в споре,
И не вспомнят обо мне.
Что вы тут наговорили?!
Тошно слушать, ей же ей,
У меня бы поучились,
У ученых бы людей.
Ваше мнение не стоит
Ни единого гроша,
Моё слово — успокоит.
Ваше слово — ни шиша!
Вывод по стихотворению: чтобы вмешаться в спор нужно попросить разрешения и в споре никого не унижать, не оскорблять, не произносить грубых слов.
Просмотр серии Ералаша «С правилами не спорят».
Обсуждение поведения героев фильма.
Как соперники соблюдают правила спора. Кто из них нарушил правила, кто спорил правильно?
Итог урока. Вложить памятки в дневник и использовать при следующем споре или ссоре для выяснения: кто виноват и что делать.
Приложение 1
Памятка «Как правильно спорить»
1. Определись в точности, что ты хочешь доказать.
2. Внимательно послушай, что хочет тебе объяснить собеседник.
3. Когда слушаешь собеседника, решай для себя: с чем ты согласен, а с чем нет и говори об этом.
4. Не дразни, не обзывайся и не упоминай качества твоего собеседника.
5. Не ври.
6. Не слишком отвлекайтесь на побочные темы. Возвращайтесь к началу. Иначе спор не кончится.
7. В конце дискуссии не забудьте сделать выводы, а также пожать друг другу руки в знак уважения и благодарности за прекрасно (а главное — культурно) проведенное время и по домам в хорошем настроении! Удачных вам дискуссий!
Памятка «Как правильно спорить»
1. Определись в точности, что ты хочешь доказать.
2. Внимательно послушай, что хочет тебе объяснить собеседник.
3. Когда слушаешь собеседника, решай для себя: с чем ты согласен, а с чем нет и говори об этом.
4. Не дразни, не обзывайся и не упоминай качества твоего собеседника.
5. Не ври.
6. Не слишком отвлекайтесь на побочные темы. Возвращайтесь к началу. Иначе спор не кончится.
7. В конце дискуссии не забудьте сделать выводы, а также пожать друг другу руки в знак уважения и благодарности за прекрасно (а главное — культурно) проведенное время и по домам в хорошем настроении! Удачных вам дискуссий!
Приложение 2
Ну-ка, дайте мне поспорить!
Разгорланились тут все.
Ничего не знают в споре,
И не вспомнят обо мне.
Что вы тут наговорили?!
Тошно слушать, ей же ей,
У меня бы поучились,
У ученых бы людей.
Ваше мнение не стоит
Ни единого гроша,
Моё слово — успокоит.
Ваше слово — никогда!
Автор: Коротина Надежда Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКС(К)ОУ С(К)ОШ
Месторасположение: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область
Дата изменения: 27.11.2014
Дата публикации: 27.11.2014