Доклад социального педагога «Воспитание – без наказания!»

Мы так жестоки к тем, кто уязвим.
Беспомощны для тех, кого мы любим.
Следы от ран бесчисленных храним,
которые простим… но не забудем…

Омар Хайям

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования, направленные на преодоление кризиса, на решение экономических проблем, являются главными, особенно актуальным и требующим пристального внимания, становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и развитии. В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркивается: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». А значит, ребенок должен при любых обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Одной из основных проблем, которую ставит перед обществом современная жизнь, является жестокое обращение с детьми, которое становится, чуть ли не обычным явлением. Ужасно и то, что мы стали привыкать к этому, стараемся не замечать, миримся с тем, с чем мириться нельзя. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Статистика, к сожалению такова.

Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи. Ежегодно становятся жертвами преступных посягательств26 тыс. несовершеннолетних, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Достоянием гласности становятся вопиющие факты: сотни детей живут на свалках, в подвалах и на вокзалах, в течение ряда лет малолетний ребенок живет в собачьей конуре и не понимает человеческой речи; из-за безответственного отношения родителей, их пьянства, наркомании дети голодают, подвергаются физическому насилию.

И все это происходит на глазах у соседей, родственников, окружающих людей.

Конечно, потом такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются порой в длительном лечении, уходе. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью. Но самым опасное то, что последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости. На страже стоят государственные законы. И каждый гражданин нашей страны должен понимать ответственность за наших детей, за наше будущее, не остаться равнодушным к тем детям, которые находятся в опасном положении. Сила взрослых в отношениях с детьми должна проявляться, прежде всего, в любви и терпении. Существует истина, что дети — это наша надежда… Нам всем нужно сделать простой шаг — не быть жестокими к детям, тогда мир станет более гармоничным. Наказывая детей физически, мы разрешаем малышу поступать так же и не должны удивляться, когда получаем от него то же самое в ответ. Родители шлепают детей не от силы, а от бессилия. В учебных заведениях работают психологи и социальные педагоги, которые помогают детям и защищают их детей в случае необходимости, а также помогают родителям в вопросах воспитания.

Отдельно хотелось бы сказать и о наказании, которое все еще остается самой распространенной негативной формой воздействия. Главной причиной недовольства родителей своими детьми является неудовлетворенность результатами учебной деятельности — об этом говорит половина опрошенных родителей. Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания около 30 % родителей, ругают детей — 12 %,могут наказать −19%,избить −1,5 %. Социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, также влияют на ситуацию в семье Перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к повышенной раздражительности. Свои стрессовые состояния, родители чаще всего переносят на детей, особенно на детей младшего возраста, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций родителей, это также сказывается на его психическом здоровье. Нередко дети рассматриваются как серьезная помеха в решении социально-бытовых, личных проблем, отсюда — избиение детей, постоянная критика.

В отношениях с более взрослыми детьми всплывает другая проблема. В наше время для молодежи много соблазнов — широк выбор развлечений, одежды, техники. Для малообеспеченных родителей это становится источником постоянного комплекса вины. Именно на этой почве происходят многочисленные конфликты между детьми и родителями, часто родители не могут объяснить причин имущественного неравенства. А потому вина чаще всего перекладывается на ребенка, и объяснения довольно просты — «не заслужил», » не заработал».

Жестокость — ни в коем случае. Справедливость — другое дело. Детям надо дать понять, что некоторые их проступки могут для них нехорошо кончиться, надо объяснять детям то, что в силу своей незрелости они понять не могут. Иначе, раз столкнувшись с жестокостью, дети навеки обретают спутников, чьи имена: подозрительность, страх, тревога. А.С.Макаренко писал, что » В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания». Не согласиться с этим нельзя. Наша конечная цель, взрослых — сделать все для того, чтобы наши дети могли расти и развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. Поэтому, берегите детей, искренних, чувственных, ранимых …. Им не нужна жалость. Они ждут тепла из вашего доброго сердца, полыхающего нежностью.

Автор: Сиянко Татьяна Викторовна
Должность: социальный педагог
Место работы: ГБОУ Большечерниговский психологический центр
Месторасположение: Самарская область, Большечерниговский район, с. Большая Черниговка

Дата изменения: 27.11.2014
Дата публикации: 27.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *