Воспитание нравственных чувств у дошкольников

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве долга перед обществом. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.

В дошкольном возрасте у ребёнка вырабатываются такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам морали.

Перед педагогом стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:

  • с первых дней жизни ребёнка воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться и организующие его поведение;
  • формировать культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
  • учить, уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству;
  • воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами);
  • вырабатывать у ребёнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье;
  • формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувства долга.

Задача педагога — разъяснять родителям, насколько важно уже сейчас учить ребенка вести себя сдержанно, соблюдая общепринятые нормы поведения. Привлекательность малыша не только в красивой прическе, одежде (что обычно заботит пап имам), но и красоте его поведения.

Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребенка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции- сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные , эстетические , интеллектуальные. Под нравственными чувствами надо понимать такие эмоциональные отношения поведению других людей и своему собственному , которые отражают общественную мораль сложившееся нравственные традиции , реальные отношения людей друг другу …

Дети очень рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и очень чутко реагируют на
различные проявления недоброжелательности к ним.

Психологи и педагоги подчёркиваю ,что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве. Они могу проявляться и в отношение ребёнка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходство или, наоборот, чувство неполноценности уверенности или отчаяние и др.), и в отношение к другим людям ( симпатия или антипатия, сочувствие , злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества чувство стыда , вины и др.), к коллективу (чувства) . У ребёнка старшего дошкольного возраста формируется уже начала сложных чувств, таких как, например, чувство справедливости , любви к своей Родине , дружбы и расположения к детям других национальностей . В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма , гражданственности.

Для воспитания чувств ребёнка , его нормального развития важное значение имеет воспитание у него эмоционально – положительного к окружающему . Положительные эмоциональные состояния- это основа доброжелательного отношения к людям , готовности к общению . Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности , зависти, страха, отчуждения.

Автор: Каратаева Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11
Месторасположение: Воронежская обл., г. Борисоглебск

Дата изменения: 22.05.2016
Дата публикации: 23.08.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *