Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка — переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей в раннем возрасте играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности — самообслуживание.
Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста — это потребность, привычка. Обучение детей гигиеническим навыкам надо начинать со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание детей после года необходимо направить на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
➢ мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
➢ умываться после дневного сна и после каждого загрязнения;
➢ мыться с мылом и мочалкой ;
➢ подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
➢ полоскать рот после приема пищи (с 2 лет);
➢ пользоваться зубной щеткой (с 2 лет);
➢ пользоваться одноразовым носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с 2,5 лет
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.
Например:
● при умывании: Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
● при расчёсывании: Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки, расчешу.
● при кормлении: Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
● при засыпании: Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки- мягки, да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!
● при одевании: Даша варежку надела.«Ой куда я пальчик дела?»
Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие — единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей — постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
●Малыш за столом.
Прием пищи — сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать что обучение действиям приема пищи состоялась. Далее умение будет оттачиваться.
Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом.
Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах ( ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Критерии опрятной еды:
— Правильно держать ложку (правая или левая рука)
— Не крошить хлеб.
— Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
— Не разговаривать с полным ртом.
— Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
— Пользоваться салфеткой.
— Благодарить.
— Пользоваться только своим прибором.
●Малыш умывается.
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:
— Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
— Завернуть рукава одежды ребенка
— Проверить температуру воды
— Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга
— Смывает мыло под струёй воды
— Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором.
●Малыш одевается и раздевается.
В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
●Учим пользоваться расчёской.
— Знать свою расчёску и место , где она лежит
— Показать назначение расчёски и формировать навык её использования
— Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания
— Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам)
— Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию
— Исключить возможность пользования чужой расчёской.
●Малыш перед зеркалом
— Знать, что такое зеркало и его назначение.
— Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками
●Учим пользоваться носовым платком
— Знать назначение носового платка
— Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию ( по необходимости обращаться за помощью)
— Постепенно формировать умение разворачивать платок.
Успехов вам в воспитании!
Автор: Гаврилова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №74 «Винни-Пух»
Месторасположение: город Северодвинск Архангельской области
Дата изменения: 08.11.2014
Дата публикации: 08.11.2014