«…без детей нельзя было бы так любить человечество…»
Ф.М. Достоевский
Вы наверняка все когда-нибудь задумывались над вопросом, который иногда ставил вас в тупик. Вы долго ходили вокруг да около, не зная чем же утешить свой разгоряченный интерес именно к этому вопросу. Усиленно и упорно вы двигались к своей цели, казалось бы, такой близкой, но в то же время такой далекой и неуловимой. И вот когда, находился ответ на интересующий вас вопрос, вы были неизмеримо счастливы и как никто другой в этот самый момент были действительно сверхчеловеком, потому что смогли постичь еще один, казалось бы, такой непонятный неизведанный момент своей жизни.
Такой сложный момент был и в моей жизни. Этот вопрос для меня был как гром среди ясного неба. Думаю, что многим он знаком, но не многие еще до конца пришли к ответу на него. Что же главное в жизни и как это понять? Именно этим вопросом я задалась, как только вышла поистине во взрослую жизнь.
Шли дни, недели, месяцы, а вопрос так и оставался для меня не решенным, что приносило большое огорчение в мои будни. Испробовав себя на различных поприщах педагогики, работая, с детьми и подростками различного возраста я все-таки решила остановиться на детях дошкольного возраста, и тогда мой вопрос понемногу начинал превращаться в ответ. Все это происходило не стремительно, а в течение довольно длительного времени. И вот, наконец, ответ на мой вопрос был найден — главное в моей жизни это дети. Дети — такие, какие они есть со всеми своими капризами, незаурядными вопросами, собственными проблемами и личными победами.
Вы знаете, что в каждом ребенке есть свой собственный мир? Этот мир не такой как у взрослого человека и он даже ни капельки ему не подобает. Это своя Вселенная, которая может существовать только в таком маленьком, святом, не тронутом обществом ребенке. Каждый малыш это свои радости, победы, огорчения, удачи, переживания и конечно самое главное, что каждый из них это личность, личность, которая ни под каким предлогом не может быть ущемлена.
Придя работать в детский сад, меня поставили на группу старшего дошкольного возраста. Меня окружали дети, которые были уже фактически взрослыми, через год им предстояло покинуть этот беззаботный детский мир и идти в школу, где царит уже совсем другая атмосфера, где никто из учителей с тобой не поговорит в перерывах между уроками и где с каждым днем ты должен становиться все самостоятельней и самостоятельней. Знаете было сложно работать с детьми которые до этого были в руках другого воспитателя, можно сказать, что мне предстояло завершить картину, начатую великим творцом, а я была всего лишь начинающим художником. Довольно долго я искала подход к каждому из ребят. Они были все настолько разные, что мне казалось, что они совсем не совместимы в одной группе. Но у них как-то получалось находить общий язык друг с другом, они всюду держались вместе, во всех ситуациях помогали друг другу. Я была безумно счастлива, когда мне полностью удалось понять каждого из них, изучить их. Тогда и началась моя плодотворная работа по подготовке этих маленьких ребятишек к школе. Я очень хотела, чтобы они не боялись сделать этот важный шаг в своей жизни, чтобы были готовы к чему-то неизведанному. Чтобы они пришли в школу, словно в детский сад только с другим распорядком дня другими воспитателями и новыми друзьями. Вы знаете, и здесь пришлось очень нелегко. От каждого из ребят веяло какой-то своей определенной тревогой, и чем ближе был день расставания с детской жизнью, тем больше это чувствовалось. Кто-то боялся большой ответственности, кто-то не хотел менять свой круг общения, но были, конечно, и те, которым было интересно, что же такое школа, и они безумно ждали момента, когда они возьмут в руки портфель и войдут в мир полного нового и интересного. Я старалась индивидуально с каждым проводить психологические беседы о секретах школьной жизни, ведь это так важно, чтобы ребенок полностью раскрылся, смог выразить свои чувства, эмоции, поделиться своими переживаниями или радостью. Большое внимание я уделяла развитию психических функций, особенно мышление у детей. Так как умение мыслить логически, развитая детская логика — важнейшее качество, позволяющее побеждать в спорах, отстаивать собственную позицию, принимать верные решения. И все для того чтобы этим детям было хоть чуточку, но проще начать учиться. И вот наступил этот час расставания с детским садом. Время, когда уже нельзя вернуть назад прожитые там годы. Те, кто никоим образом не связан жизнью с детским садом никогда не поймет той боли, радостной боли, если можно так сказать, расставания с детьми. То чувство когда ты видишь перед собой уже сформировавшиеся личности, твоих незаменимых помощников, девочку, вечно рисующую за столом, мальчика, который никогда не хотел спать на тихом часе, двух близнецов, которые никогда не расставались. Это чувство не передаваемо словами…
Конечно, каждый из вас может с полной справедливостью сказать, что уйдут эти дети, придут новые и не стоит так расстраиваться по этому поводу. Возможно, со стороны обыкновенного человека это действительно так, но со стороны педагога это совсем другое. Каждый ребенок для воспитателя это частичка его души, которую он вкладывает в его развитие, его воспитание. И когда ребенок уходит он уносит с собой эту крупинку воспитателя и становится больно, но в то же время и радостно от того, что смог что-то дать этой крохе, поделился тем, чего у каждого педагога-воспитателя должно хватать на всех детей — добра, разума, доброго слова и конечно же любви.
За моей первой группой непременно была и вторая и третья, всех так уже и не сосчитать. И в каждой были свои особенные дети, свои художники, артисты, музыканты, ученые и только нам воспитателям дано это великое задание разгадать настоящее предназначение ребенка рожденного на этот белый свет.
Возможно, это многим покажется банальным, но я считаю, что работа воспитателя это одна из наиважнейших профессий. Во-первых, потому что воспитатель это всегда молодой человек, ведь нельзя постареть, когда ты вечно находишься в окружении нового, растущего поколения. Во вторых на нас лежит большой груз ответственности за наше дело. Ведь воспитание это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как он это делает. Это искусство учить и бесконечно учиться самому, у детей же нередко возникают такие вопросы, на которые даже самому опытному воспитателю подчас не просто найти ответ. Ну и наконец, потому что дети это самое ценное, что есть в нашей жизни, родители доверяют нам самое дорогое, что появляется в их жизни, они доверяют нам жизнь и здоровье своего малыша.
Довольно давно у меня уже не было своей группы, сейчас у меня другая должность и другие обязанности, но я не представляю своей жизни без детей, поэтому провожу дополнительные занятия по подготовке детей к школе и вы знаете это не менее ответственное дело, нежели быть воспитателем. Нет, пожалуй, в мире ничего удивительнее, чем развитие психики, развитие личности подрастающего человека поэтому цель моих занятий это формирование у ребенка желания к школьному обучению , чтобы он не только не испытывал трудностей, но и пошел в школу с радостью и учился с удовольствием.
Не описать словами то бесценное чувство, когда ты хочешь дать ребенку все, что у тебя есть и ту печаль, когда что-то ты не додаешь лишь из-за ограниченного времени.
«Люблю свою профессию за то, что детство проживаю многократно» эта изъезженная фраза всегда наполняет меня положительными эмоциями. Она как ничто другое полностью отражает всю сущность того чем занимается воспитатель. От всей души желаю всем когда-нибудь прочувствовать это чувство работы с детьми, не обязательно для этого становиться воспитателем, для этого достаточно просто иметь своих детей и быть для него лучшим педагогом и другом.
Автор: Попова Татьяна Павловна
Должность: заместитель заведующей по воспитательной и методической работе
Место работы: МАДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»
Месторасположение: станица Староминская, Краснодарский край, Россия
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 07.05.2014