Методическая разработка учителя-логопеда «Значение использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе».
На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, то есть такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, и, наоборот, способствуют его укреплению.
В современных условиях проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей. Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы.
Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении логопедических занятий необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.
Упражнения, направленные на здоровьесбережения, проводятся в течение 1-2 минут в середине занятия. Возможно музыкальное сопровождение.
Виды работы направленные на здоровьесбережение:
- Дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
- Гимнастика для глаз. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения.
- Развитие общей моторики. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
- Су-Джок терапия. Стимуляция биологически-активных точек расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
- Самомассаж области лучезапястного сустава и предплечий (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
- Аурикулотерапия. Система воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
- Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
- Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса:
— пальчиковые игры согласно лексическим темам занятий;
— планирование графических диктантов по лексическим темам;
— обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам. - Релаксационные упражнения, направленные на мышечное и эмоциональное расслабление. Используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
В результате проводимой работы по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Автор: Сергеева Лариса Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 45 г. Томск
Дата изменения: 27.10.2020
Дата публикации: 27.02.2014