Знакомство дошкольников с ПДД через подвижную игру

Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения через подвижную игру.

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поэтому задача педагогов — научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте.

К сожалению программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, нет. Поэтому систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения надо начинать уже с младшей группы по принципу от простого к сложному, акцентируя свое внимание и внимание родителей на следующих задачах:

  1. Дать детям необходимый минимум доступных им знаний правил дорожного движения, дорожных знаков (три цвета светофора, пешеходный переход — наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде).
  2. Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные возможности детей использовать такие формы обучения, как беседа, занятие, развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсии и т. д.

В младшей группе необходимо учить различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формировать умение определять красный, желтый, зеленый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»). В своей работе можно использовать такие подвижные игры, как: «Цветные автомобили», «Светофорчик», «Мы выходим со двора».

Первоначально игры в «Дорожное движение» целесообразно организовывать на столе. К изготовлению макетов проезжей части, улиц необходимо привлекать детей уже с 4-5 лет. Макет должен отражать различные реальные предметы окружающей обстановки. Это могут быть не только дома, общественные учреждения, но и киоски, павильоны, деревья, заборчики, столбы и т. д. Деревья изготовляются и расставляются соответственно по сезонам. Транспортные средства могут быть как фабричными, так и изготовленными своими руками. Из плотной бумаги, сложенной вдвое, дети могут вырезать человечков, оформлять их аппликацией. Не рекомендуется устанавливать стационарные макеты улиц, изображающие только одну конкретную дорожную ситуацию. Когда детям предоставлена возможность моделировать всякий раз новые ситуации, по-разному размещая здания, жилые комплексы, дороги, тогда и будет постоянное желание придумывать и мастерить, пополняя игру новыми игрушками, осознанно и с желанием относиться к данной деятельности, развивать сюжет. Таким образом, сначала изучается теория. Затем для систематизации знаний проводятся контрольные опросы, рассматривание иллюстраций, схем, на которых изображены ситуации, отражающие нарушение правил безопасного поведения на дороге. Далее эти знания закрепляются в подвижных играх на данную тему. В среднем дошкольном возрасте в этом помогут подвижные игры: «Поездка в город», «Перекресток», «Веселый трамвайчик» и др. Особое внимание надо уделять индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.

В более старшем возрасте детей необходимо знакомить со светофором, с его назначением, с переходом, с проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой целью проводить экскурсии, беседы, решать логические задачи, читать художественную литературу, а также знакомить с работой регулировщика (для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре перекрестка и т. д.) И, конечно же, для закрепления правил дорожного движения, правил поведения на дороге и в транспорте используются подвижные игры: «Срочный груз», «Дорожное — недорожное», «Заяц», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир», «Кто дальше уйдет» и др.

Правила дорожные знать каждому положено! А детям особенно! Лучший способ научить их правильно переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом — через подвижную игру. Хочется надеяться, что предлагаемые подвижные игры помогут детям в любой ситуации на дороге, чувствовать себя уверенно и безопасно.

Подвижные игры, помогающие знакомить дошкольников с правилами дорожного движения

«Веселый трамвайчик»

«Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем, как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!»

Дети делятся на две команды. Одна команда — трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда — пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположном конце зала.

«Назови правильно!»

Играющие располагаются по кругу. В центре — регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

«Срочный груз»

Играющие держат в руках автомобильные рули — это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с песком (200г). Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить свой груз — этот мешочек?

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить — «светофор», «переход» и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившейся игрок выбывает из игры.

«Заяц»

«Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья — сидячие места в трамвае. Но стульев на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет «зайца», а безбилетник убегает.

«Перекресток»

Ведущий встает в центре перекрестка — это светофор. Дети делятся на две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.

Литература:

«Правила дорожные знать каждому положено!» Автор составитель М. С. Коган — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008 г

Автор: Вирясова Светлана Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка»
Месторасположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард

Дата изменения: 30.09.2014
Дата публикации: 30.09.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *