Аудиовизуализация как принцип развивающего обучения школьников

В современной педагогической психологии много пишут о неэффективности традиционного метода обучения и о высоких результатах развивающего обучения. В нашей статье мы хотим провести сравнительный анализ целей, принципов и некоторых психологических механизмов, задействованных при обучении традиционным и инновационным путем.

Цели:

Традиционное обучениеРазвивающее обучение
  1. Формирование системы знаний, овладение основами наук
  2. Формирование основ научного мировоззрения, всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика
1.Формирование у детей основ теоретического мышления (основ теоретического сознания к главным формам которого, наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).

Сравнивая цели, мы видим, что традиционный подход в основе своей ставит целью овладение ЗУН. А развивающее обучение, имеющиеся у ребенка знания, умения, рассматривает в качестве инструмента для формирования теоретического мышления, которое и позволит всесторонне и гармонично развить учащихся, т.к. под теоретическим мышлением понимается “способность человека понимать суть явлений по их внешней форме и действовать с этой сутью.” [2,9]

Принципы:

Традиционное обучениеРазвивающее обучение
  1. Научность
  2. Природосообразность
  3. От частного к общему
  4. Доступность
  5. Прочность
  6. Сознательность и активность
  7. Наглядность
  8. Связь теории с практикой
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей
  1. Ведущая роль теоретических знаний
  2. Обучение на высоком уровне трудности
  3. От общего к частному
  4. Изучение быстрыми темпами
  5. Осознание школьниками самого процесса обучения
  6. Систематическая работа над развитием

Анализируя принципы традиционного и развивающего обучения, мы находим некоторые из них прямо противоположными. Принцип от частного к общему, предлагаемый традицией, является принципом противоречащим естественному восприятию мира человеком, а, значит, исключающим принцип природосообразности, т. е. принцип построения обучения на законах развития человеческой природы. В монографии Н. И. Чуприковой достаточно подробно описан механизм восприятия человека и, в частности, учащегося. Стимул-объект воспринимается сначала глобально, затем рассекается на более мелкие детали. Этот же принцип касается репрезентаций понятий в памяти: в первую очередь сравниваются глобальное, следом более конкретное. Таким образом, мы можем утверждать, что принцип от общего к частному, выдвинутый РО, должен рассматриваться как естественный путь обучения…

Читать статью полностью (скачать)

Автор: Кутова Лилия Иргалиевна
Должность: учитель
Место работы: МБОУ СШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля
Месторасположение: Тюменская, г Нижневртовск, ул. М. Жукова 19а

Дата изменения: 16.08.2016
Дата публикации: 16.08.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *