Конспект занятия с заикающимися детьми в ДОУ «Фруктовое ассорти»

Конспект занятия с заикающимися детьми в подготовительной к школе группе «Фруктовое ассорти».

Пояснительная записка.

Цель: Познакомить педагогов с методами и приемами работы с заикающимися детьми; структурой построения коррекционных занятий; спецификой комплексного преподнесения лексического материала.

Задачи: Расширить представление специалистов, работающих с заикающимися детьми о возможностях реабилитационных подходов: через релаксационные упражнения; элементы расслабляющего массажа; дыхательный комплекс игр; приемы по развитию навыков голосоведения; лексико-грамматические игры и упражнения; по средствам развития координации речи с движением и пальчиковой моторики.

Адресат: Учителя-логопеды, дефектологи, психологи, родители заикающихся детей.

Содержание: Конспект представлен в форме игрового занятия по заданной лексической теме «Фрукты». Состоит из:

1. Программного содержания.

2. Словаря по лексической теме.

3. Дидактического материала используемого на занятии.

4. Вводной части.

5. Основной части:

*релаксационные упражнения;

*коррекция дыхания и просодических компонентов речи;

*речевые игры;

*физминутка;

*пальчиковая разминка;

Актуальность: Анализируя результаты обследования детей психолого-медико-педагогической комиссии, прослеживается тенденция увеличения числа заикающихся детей раннего дошкольного и старшего дошкольного возраста. Вследствие различных причин невозможности или нежелания родителей посещать специализированное коррекционное учреждение, дети с заключением «Заикание» остаются в детских садах массового типа, поэтому считаю целесообразным познакомить родителей и специалистов с методами и приёмами коррекционной работы в группе заикающихся детей в условиях специализированного детского сада.

Программное содержание:

Совершенствовать умение выполнять элементы самомассажа шеи, способствующие расслаблению мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Продолжать развивать умение пользоваться восходящей и нисходящей интонацией. Отрабатывать навыки голосоведения.

Обогащение словаря по теме «Фрукты». Учить образовывать сложносоставные относительные прилагательные.

Закреплять умение различать слова, обозначающие живой или неживой предмет; действие; признаки предметов.

Закреплять умение узнавать контур предметов в условиях зашумления.

Продолжать развивать умение воспринимать часть и целое.

Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением, развитие мелкой моторики, умение динамического переключения пальцев рук.

Словарь:

Существительные:

Апельсин, ананас, банан, лимон, груша, яблоко, мандарин, фрукт, авокадо, киви, гранат, хурма, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло, десерт, плод, морс.

Глаголы:

Расти, цвести, зреть, плодоносить, наливать, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть, срывать, срезать, трясти, падать.

Прилагательные:

Красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное, мультифруктовый, лимонный, персиковый, толстокожий, сладковатый, кислый, кисло-сладкий, плодовые.

Дидактический материал:

Игрушка — Ананас, д/пособие «Узнай и назови» изображение контура фруктов в условиях цветного зашумления;

схемы с изображениями массажных движений для расслабления мышц шеи;

схема на дыхание «Фруктовые слова», кукла Груша, д/п «Плодовые деревья», муляжи фруктов;

фишки, схемы, обозначающие слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;

д/игра «Разрезные картинки-слова», корзина с фруктами.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Д/упр: «Узнай и назови». Дети входят в кабинет, где на стульчиках лежат картинки с изображением фруктов в условиях зашумления (контур чёрного цвета, зашумление разных цветов).

Детям предлагается назвать угаданный предмет (яблоко, лимон, груша, персик, банан).

Логопед: К какой группе относятся эти предметы?

Дети: Эти предметы относятся к группе «Фрукты».

Логопед: По какому признаку предметы объединились в группу «Фрукты»?

Дети: Яблоко, лимон, персик, груша, банан растут на фруктовых деревьях во фруктовом саду.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Релаксационные упражнения.

Логопед: Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о фруктах, и один из них пришёл к нам на занятие. Он будет играть с нами и расскажет нам стихи про фрукты. Отгадайте, кто же это? Читаю загадку.

А вот бы не в Африке,

Вот бы у нас,

Прямо на ёлочке рос ………….(Ананас)

(Достаю и показываю Ананас)

Ананас приветствует всех детей. Предлагает детям послушать стихотворение о своих друзьях «Фрукты».

Логопед: Ребята, а пока ананас читает нам стихотворение, мы выполним с вами самомассаж мышц шеи и научим его расслабляться.

Ананас (логопед) читает стихотворение. Дети вместе с логопедом выполняют движения. Перед детьми схемы массажных движений, звучит расслабляющая музыка.

Массажные движения для расслабления мышц шеи.

1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху, вниз:

— в области горла переменно, то левой, то правой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы);

2. От околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины.

3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку. Руки скользят по боковой части шеи вниз, до подмышечной впадины.

4. Дополнительно после массажа используется упражнение:

— голову уронили вперёд — «уснули».

— голову слегка запрокинули; из этого положения движение вправо — влево.

— голову опустили немного вперёд, затем уронили.

Стихотворение, которое читает Ананас (логопед), сопровождая массаж:

Раз, два, три, четыре, пять, передняя часть шеи

Начинаем мы считать.

Принесли из магазина боковая часть шеи

Мы огромную корзину.

Фруктов много разных в ней, задняя часть шеи

Посчитать ты их сумей:

Один апельсин голову вперёд —

Два ананаса «уснули»

Три абрикоса

Четыре лимона запрокинули вправо-

Пять яблок влево

И шесть всего слив

Семь персиков немного опустили,

Сладких на вкус уронили

Логопед: Вот как замечательно мы вместе поиграли, а теперь давайте вместе споём, но не песню, а «фруктовые слова», используя приём дирежирования. Посмотрим, какую схему приготовил нам ананас.

2.2. Коррекция дыхания и просодических компонентов речи.

Детям предлагается схема дыхания с понижающейся и повышающейся интонацией: от Абрикоса к апельсину и по аналогии следующие фрукты: мандарин, ананас, яблоко, банан.Логопед напоминает о правильном речевом вдохе, активизирует детей. Так же вспоминаем, что стрелочка, указывающая вверх, говорит нам о повышении тона голоса, наоборот, о понижении тона голоса.

Логопед: Ребята, а давайте, мы с вами удивим «Ананасика» и расскажем ему скороговорку про девочку «Грушу». Выставляю девочку-куклу «Грушу» и картинку с грушевым деревом.

Груша, девочка мала, показываем рукой маленький рост

Грушу — дерево трясла, изображаем, как трясём дерево

С груши груши градом изображаем падение груш

Груша грушам рада «улыбку» рисуем на лице пальцами

2.3 Речевые игры.

Логопед: Молодцы, Ананасу очень понравилось, и он предлагает вам сыграть в игру «Плодовые деревья». Ананас будет называть плод с дерева, а вы говорить название этого фруктового дерева.

Ананас: груша Дети: грушевое дерево

персик персиковое дерево

абрикос абрикосовое дерево и т. д.

Ананас: Какие красивые деревья. У нас получился целый фруктовый сад, и мы с вами сможем приготовить много разных блюд из фруктов.

Д/игра «Я начну, ты продолжай». Ананас демонстрирует муляжи:

Ананас: из Персиков Дети: персиковое варенье:

(персик-муляж) персиковый джем

персиковый сок

персиковый морс

персиковый десерт

персиковое повидло

из Яблок яблочный сок

яблочное повидло

яблочный джем

яблочное варенье

яблочный морс

а вот из Яблока и Персика яблочно-персиковое повидло

яблочно-персиковый джем

Далее предлагаются варианты соединений разных фруктов. Ананас знакомит детей с понятием «мультифруктовый» сок, смешивая все фрукты- муляжи.

2.4. Физминутка.

Ананас: Ну вот «подкрепились», не пора ли нам подвигаться. Проводится физминутка на координацию речи с движением.

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли дети идут по кругу взявшись за

руки

Мы смородину сажали, изображают, как выкапывают

яму и сажают в неё куст

Яблони белили мы движение правой рукой вверх-

Известью, белилами вниз

Починили мы забор, имитируют удары молотком

Завели мы разговор, стоя лицом в круг, в центр

выходит один ребёнок

— Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду слив лиловых, загибают на каждое название Груш медовых, самых крупных, по пальцу на правой руке Спелых яблок, вишен

Целый килограмм,

Вот что вам в награду дам. Г.Сапгир

2.5. Речевые игры.

Ананас: А сейчас мне очень хочется посмотреть кто же из вас больше всего знает по теме «Фрукты«,для этого я приготовил фишки и объявляю «Игру-соревнование», кто больше назовёт слов-предметов у того и будет много фишек.

Ананас акцентирует внимание и активизирует ответы детей по характеристике слов-предметов и по аналогии проводится работа по словам-действиям и словам-признакам.

Например: слова-предметы отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначаются одной линией;

слова-действия отвечают на вопросы Что делает? Что делают? и обозначаются двумя линиями;

слова-признаки отвечают на вопросы. Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначаются волнистой линией.

После проведения соревнований ананас подводит итог по количеству выданных фишек и предлагает провести разминку.

2.6. Пальчиковая разминка.

«Апельсин»

Мы делили апельсин, дети разламывают воображаемый

апельсин на дольки

Много нас показывают десять пальцев

А он один. показывают 1 палец

Эта долька — для ежа, загибают большой палец левой руки

Эта долька — для стрижа, указательный

Эта долька — для утят, средний

Эта долька — для котят, безымянный

Эта долька — для бобра, мизинец

А для волка — кожура. бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас — беда!!! сжимают кулаки и прижимают их к

груди

Разбегайся — кто куда! «бегут» пальцами по столу.

Ананас: Ну, раз у вас всё так здорово получается, я хочу подарить вам на память «Разрезные картинки». Вы их сложите и узнаете, какой фрукт я приготовил вам для угощения.

Дети выкладывают картинки за столами, а ананас в заключении дарит корзинку с фруктами, прощается и даёт домашнее задание: «Выложи и прочитай слово» (сложить эти же картинки обратной стороной, на которой написано название фрукта).

Автор: Бойко Елена Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 27»
Месторасположение: Томская область, город Северск

Дата изменения: 15.12.2014
Дата публикации: 15.12.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *