Конспект логопедического занятия для дошкольников подготовительных групп «Транспорт»

Кувшинова Екатерина Юрьевна
учитель-логопед первой квалификационной категории
ГБОУ СОШ №2093 им.А.Н. Савельева ДО №2
г.Москва

Цель: автоматизировать звук Р в словах и предложениях со стечением согласных, систематизировать словарь по теме «транспорт».

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

Коррегировать произношение.

Развивать навык ответа полным предложением.

Коррегировать слуховое внимание.

Коррегировать речевое дыхание.

Развивать мелкую моторик, умение согласовывать речь с движением.

Развивать графо — моторные навыки.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивный праксис.

Корригировать личностные качества, эмоционально-волевую сферу ( навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

Систематизировать словарь по теме «транспорт».

Обобщить знания в предложно падежном согласовании.

Учить применять на практике знания по теме » транспорт».

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность.

Воспитывать интерес к занятиям.

Воспитывать нравственные качества (трудолюбие, бережное отношение к пособиям).

Здоровьесберегающие:

Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка.

Соблюдать правильную посадку.

Соблюдать режим охраны зрения.

Чередовать статические и динамические упражнения.

Способствовать созданию благоприятного климата на занятии.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением транспорта, бумажные парашютисты, панно форматом А4 ″ Вертолет в небе», лазерная указка » Грузовик», панно А2 ″ Город и его окрестности», ч/ б карточка с изображением транспорта, раздаточный материал с изображением транспорта из палочек, палочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент ( Организовать ребенка. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата).

Игра » Доскажи словечко«.

Логопед читает стихотворение:

АР-АР-АР- из чайника идет…… пар.

АР-АР-АР- Вову укусил ……комар.

ОР-ОР-ОР- в зале выступает ……хор.

ОР-ОР-ОР- на даче высокий……забор.

ИР-ИР-ИР- Таня пьет ……кефир.

ЫР-ЫР-ЫР- мама покупает ……сыр.

ЁР-ЁР-ЁР- машины водит ……шофер.

Ребенок договаривает последнее слово.

2. Основной этап.

2.1. Проверка домашнего задания: ( Определить уровень усвоения пройденного материала).

Логопед предлагает повторить цепочки слов со звуком Р в середине слова.

дракон — вдруг- подруга-выдра

дрозд- добрый- автодром- квадрат

космодром-драчун- выдра-метро

матрос-ватрушка- трамвай- театр

Ребенок вспоминает и произносит цепочки слов из домашнего задания.

2.2. Актуализация знаний. ( Привлечь внимание ребенка и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия ).

Логопед раскладывает карточки с транспортом и предлагает отгадать ребенку загадки.

Едет он по рельсам с шумом,

А рога скользят по струнам.

Ну кА ветер догоняй

Нас с тобою мчит …… (трамвай).

Крыльев нет, но это птица,

Прилетит и прилунится……(ракета).

Это что за богатырь?

Вдоль дороги поднял пыль.

По асфальту напрямик

Едет с грузом……(грузовик).

Едет он усатый,

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят……(троллейбус).

Под землей через столицу

Этот поезд гордо мчится,

Без заторов обгоняя

Все машины и трамваи……(метро).

Ребенок отгадывает загадки и находит нужную карточку.

2.3. Изучение нового материала. (Расширить и обогатить активный словарь по теме «транспорт», закрепить правильное произношение).

Логопед сообщает тему занятия и предлагает вспомнить виды транспорта.

Игра » Я знаю 3″. Логопед предлагает назвать 3 вида транспорта- наземного, водного, воздушного.

Ребенок вспоминает и называет по 3 вида транспорта….

Водный транспорт- катер, парусник, пароход

Воздушный транспорт- вертолет, самолет, ракета

Наземный транспорт- трамвай, автобус, грузовик

(Можно усложнить задание, попросив ребенка называть транспорт- только со звуком Р или пять видов транспорта).

2.4. Динамическая пауза ( Способствовать снятию общего утомления. Развитие памяти. Развитие моторики, координации речи и движения. Формировать длительный выдох.)

Логопед предлагает помощь парашютистам быстрее покинуть вертолет. Дыхательное упражнение » Парашютисты»

Ребенок подходит к столу с панно и выполняет упражнение.

Логопед предлагает ребенку встать и выполнить игры с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика » Машины»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай.

(Загибает пальцы по одному)

О них ты на улице не забывай.

(Сжимает и разжимает пальцы рук)

В морях корабли, пароходы, суда-

(Загибает пальцы по одному)

Они очень редко заходят сюда.

(Сжимает и разжимает пальцы)

Ребенок вспоминает гимнастику вместе с логопедом, а затем самостоятельно. Стараясь четко произносить звук Р.

2.5. Закрепление изученного материала (Развитие внимания, памяти. Обогатить словарь по теме. Закрепить правильное звукопроизношение. Развитие мелкой моторики ).

Логопед демонстрирует ребенку картинку, на которой нарисован транспорт и предлагает обвести воздушный транспорт в синий кружок, водный в красный, наземный в зеленый.

Ребенок рассматривает картинку ( обводит воздушный транспорт в синий, водный в красный, наземный в зеленые круги).

Логопед предлагает заштриховать только тот транспорт, в котором есть звук Р и правильно произнести. Предлагает ребенку вспомнить еще транспорт, в котором есть звук Р.

Ребенок заштриховывает и называет транспорт.

2.6.Зрительная гимнастика( Соблюдать режим охраны зрения. Уточнить знания о предлогах, приставочных глаголах).

Логопед предлагает посмотреть на панно (закрепленное на доске) за лазерной указкой и сказать- куда поедет грузовик.

Игра » Грузовик»

Ребенок следит за указкой логопеда и называет- откуда и куда едет грузовик….

Грузовик подъехал к реке. На мост грузовик въехал. Грузовик мост переехал. Грузовик выехал на дорогу. По дороге грузовик поехал. К лесу грузовик подъехал. Грузовик выехал из леса. К дому подъехал и т. д.

2.7. Контроль знаний и умений (Развить зрительно-пространственную ориентацию. Проверить навык сформированности правильного звукопроизношения. Закрепить навык ответа полным предложением. Профилактика дисграфии).

Логопед предлагает выбрать любую карточку с изображением транспорта из палочек и сложить так же.

Игра » Сложи как у меня«.

Ребенок выбирает понравившуюся карточку и собирает из палочек понравившийся транспорт.

Логопед предлагает помочь составить «рассыпавшиеся» предложения с тем словом, которое выбрал ребенок.

Ребенок составляет предложения с тем словом, которое выбрал (на карточке).

Игра » Скажи правильно».

катер, плыть, река, по ( Катер плывет по реке.)

порт, из, выплывать, катер (Катер выплывает из порта.)

люди, катер, из, выходить ( Люди выходят из катера.)

приплыть, катер, к, причал ( Катер приплыл к причалу.)

остров, на, приплыть, люди ( Люди приплыли на остров.)

( В зависимости от способностей ребенка можно из предложений составить рассказ)

3. Итог занятия.

3.1. Подведение итогов и оценка деятельности ребенка (Обобщить знания по теме. Развитие памяти).

Логопед предлагает ребенку вспомнить виды транспорта, которые он вспоминал на занятии и какой звук он учился правильно произносить.

Ребенок вспоминает и называет транспорт (с правильным произношением).

Логопед вручает ребенку звездочку за отличную работу.

Ребенок наклеивает звездочку в тетрадь.

Автор: Кувшинова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
Место работы: ГБОУ СОШ №2093 им.А.Н. Савельева ДО №2
Месторасположение: г.Москва

Дата изменения: 07.02.2015
Дата публикации: 07.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *