Конспект логопедического занятия «Клумба для Лунтика»

Название: Конспект логопедического занятия «Клумба для Лунтика»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия логопеда, Старший дошкольный возраст
Автор: Зайцева Ольга Львовна
Должность: учитель — логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 228»
Месторасположение: г. Ярославль

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 228»

 

Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста,
имеющих ограниченные возможности здоровья
Тема: «Клумба для Лунтика»

 

Номинация: конспект логопедического занятия.

Автор: учитель-логопед

Зайцева Ольга Львовна.

Ярославль, 2016

Пояснительная записка

Конспект занятия разработан для автоматизации и дифференциации звуков Л и Ль в словах и предложениях. Подобранный материал, задания и упражнения соответствуют лексической теме «Цветы».

Разнообразие используемых методов работы (введение в сюжет знакомого персонажа, речевые упражнения, пальчиковая игра, конструирование и применение новых педагогических технологий с использованием компьютера) значительно повышают эффективность коррекционно-образовательного процесса, что особенно важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект занятия будет полезен логопедам, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (тяжелые нарушения речи: общее недоразвитие речи II -III уровня).

Цель занятия: развитие речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать формировать представления детей о растениях и цветах;
  • закреплять приобретенные произносительные навыки;
  • развивать темпо-ритмические характеристики речи;
  • совершенствовать навыки составления предложений по картинкам;
  • совершенствовать навыки словоизменения;
  • активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать зрительное и слуховое внимания, память;
  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

  • закреплять правила ухода за растениями;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям;
  • снимать психологическое напряжение, боязнь публичных выступлений (боязнь речи в стрессовых ситуациях).

Участники:

  • дети старшего дошкольного возраста;
  • логопед;
  • герой Лунтик;

Материалы и оборудование:

Демонстрационные: мультимедийное оборудование, слайды «Цветы» в режиме PowerPoint, конверты с семенами, изображениями цветов, Раздаточные: флажки, конверты с деталями цветов для конструирования.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии (использование мультимедийной презентации «Цветы»;
  • личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ситуации обращения к личному опыту, ситуации выбора задания);

Форма проведения: подгрупповая.

Предварительная работа:

  • беседа о садовых и полевых цветах, способах ухода за растениями;
  • содовые работы по оформлению клумбы на участке;
  • чтение произведений В.И.Катаева «Цветик-семицветик»;
  • отгадывание загадок, знакомство с пословицами на тему «Труд на земле»;
  • разучивание логоритмического упражнения «Весенний цветок»;

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Загадка:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я …. (лето)!

Ребята, выделите первый звук в слове «лето». Какой он? (Ль — согласный, звонкий, мягкий).

Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Лунтик очень любит лето и уже начал к нему готовиться. Он принес интересные картинки, флажки, конверты и хочет поиграть с нами. Выделите первый звук в имени «Лунтик». Какой он? (Л — согласный, звонкий, твердый).

  1. Игра «Поймай звук» с флажками.

Ребята, поднимайте вверх флажки, когда услышите звук Ль.

ЛЬ – Й — М – ЛЬ – В — Л – ЛЬ — НЬ – ЛЬ – ВЬ – ЛЬ – Й

ОЛЬ – ВЫ – АЙ – ЛЕ – НИ – ЛЯ – АУ – ИЛЬ – АЛЬ – МЯ – ЙИ – ЛИ

Будьте внимательны, вам нужно поймать согласный твердый звук Л.

Л – В – Н – Л – У – М – Л – Р – Ы – М – Л – Л

УА – ЛО – ВЫ – УЭ – АЛ – Г – ЛЫ – АУ – ВЭ – ЭУ – ЭЛ – АВ – ЛА

  1. Лунтик очень ждет наступления лета, и собирается посадить цветы. Он принес семена разных растений и цветов, но может посадить у себя в саду только те, в названии которых есть звук Л. А те, в названии которых слышится мягкий звук Ль, он отправит коту Леопольду.

(Демонстрация конвертов с семенами, с картинками цветов на лицевой стороне, с выделением в названиях Л и Ль)

Копилка слов: тюльпан, лютик, левкой, эдельвейс, люпин, колокольчик, купальница, лилия, мальва, василек, гладиолус, ландыш, лаванда, фиалка, лотос, каллы.

(приложение № 1)

  1. Д.И. «Чего не стало» с конвертами с семенами Лунтика.

Логопед размещает картинки на столе. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку.

Копилка слов: колокольчик, гладиолус, ландыш, лаванда, фиалка, лотос, каллы.

  1. Д.И. «Что изменилось» с конвертами с семенами для Леопольда.

Логопед размещает картинки на столе. Дети закрывают глаза, педагог меняет картинки местами. Дети отвечают по очереди, что изменилось.

Копилка слов: тюльпан, лютик, левкой, эдельвейс, люпин, колокольчик, купальница, лилия, мальва, василек.

Ребята, упакуем семена для Леопольда в конверт, приготовим его к отправке.

  1. Летом распускаются и радуют нас своей красотой разные цветы. А где же они растут?

Цветы, которые растут в поле мы назовем …. – полевыми.

Цветы, которые выращивает человек в саду – садовые.

Цветы, которые растут в горах … — горные.

А кто знает, где растет эдельвейс? – В горах! Этот цветок еще называют горной лилией. (Демонстрация слайда «Эдельвейс») А какие еще бывают лилии? – Садовые! (Слайд «Садовая лилия»). – Водяные лилии! (Слайд «Водяная лилия»). Водяную лилию по-другому можно назвать лотос.

(приложение № 2)

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вырос высокий цветок на поляне, (запястья соединить, ладони

развести в стороны,

пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами

вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз, тыльной

стороной прижать друг к другу,

пальцы развести)

  1. Ребята, у цветов есть лепестки, а еще из каких частей они состоят?

— Листья, стебли, бутоны, шипы, корешки.

В названиях каких частей слышится звук Ль?

— Листья, стебли, лепестки.

Давайте вместе сконструируем цветы. Для каждого из вас у Лунтика есть конверт с деталями, и вы сможете на столе изобразить цветок своей мечты! На экране вы можете увидеть образцы.

(приложение № 3)

  1. Физкультминутка (выполняется стоя).

Лети –лети лепесток, (дуют на ладошку)

Через Запад га Восток, (поднимают руку вверх и кружатся вправо)

Облети вокруг Земли, (кружась, опускаются на корточки)

Будь по-моему вели! (встают, улыбаются)

Ребята, из какой сказки это заклинание? – «Цветик – семицветик».

А кто автор этой сказки? – Катаев Валентин Петрович.

  1. Ребята, Лунтику очень нравятся ваши цветы! Он попробует догадаться, как называется цветок у каждого из вас, а вы повторите за ним название, и скажете какой он по цвету.

Составление словосочетаний.

Копилка слов (соответствует деталям конструктора): желтый тюльпан, алый тюльпан, белый тюльпан, фиолетовый лотос, белый лотос, желтый лотос, белая фиалка, голубая фиалка, алая фиалка.

  1. Продолжи предложение, дополняя его словосочетанием «алый тюльпан».

Я увидел … алый тюльпан.

Я подошел к … алому тюльпану.

В моем саду не … алого тюльпана.

Я сорвал … алый тюльпан.

Я любуюсь … алым тюльпаном.

Я вспоминаю об … алом тюльпане.

  1. Подведение итогов.

Ребята, названия каких цветов мы вспоминали вместе с Лунтиком? Какие звуки мы тренировались проговаривать четко? Спасибо, ребята, вы очень старались!

Приложение 1. Обложки для конвертов с семенами.

D:\фотошоп сад\овад портфолио\выбранные\печать\цветы подборка.jpg

Приложение 2. Эдельвейс

ymvKYQ6Qawg

52a3bf64d7f02

Водяная лилия

imgpreview (1)

Садовая лилия.

1278

Приложение 3.

WIN_20161222_130755

Дата изменения: 22.12.2016
Дата публикации: 22.12.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *