Название: Доклад: «Совершенствование будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Номинация: Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…, Студенты педагогического колледжа, 16-20лет
Автор: Гончарова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Место работы: КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Месторасположение: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский
Тема доклада: «Совершенствование будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Выступая ключевым фактором модернизации страны, образование призвано стать гарантом национального согласия, нравственности общества, укрепления российской государственности. В условиях социального, этнического, религиозного и культурного многообразия российского общества духовно-нравственное воспитание является важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся призывы к воспитанию в духе диалога культур. Однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые, педагоги-практики стараются избегать таких острых вопросов как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем «нравственная культура человека не является генетически обусловленной, но, выступая ориентиром социальных отношений, как потребность в обществе, она должна быть воспитана»[6]. Поэтому в процессе воспитания подрастающего поколения огромная роль принадлежит педагогу.
В отечественной педагогике учитель традиционно рассматривался не только как транслятор знаний, посредник между содержанием образования и воспитанником, но и как собеседник, наставник.
В этой связи формирование у студентов по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) компетентности в области духовно-нравственного воспитания детей является закономерным и рассматривается нами как важнейший компонент их профессиональной подготовки. Содержательные линии духовно-нравственного воспитания будущих педагогов определяются важнейшими государственными и нормативно-правовыми документами: Концепцией А. Я. Данилюка, Федеральным законом «Об образовании» № 273/ФЗ. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01. Дошкольное образование. ФГОС СПО предполагает овладение общекультурными и профессиональными компетенциями: «…готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям; способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса»[3].
Вслед за В.С. Лазаревым компетенцию рассматриваем как «интегративное психическое образование, включающее четыре компонента: комплекс знаний необходимых для решения различных видов профессиональных задач; способы постановки, планирования решения задач и оценки его результатов; методы выполнения действий, требующихся для решения этих задач и опыт, благодаря которому другие ее компоненты интегрируются в способ решения задач соответствующего типа» [7].
Следовательно, система подготовки будущих педагогов (учителей и воспитателей) направлена на формирование опыта решения множества профессиональных задач в области духовно-нравственного воспитания. Вот почему при разработке системы подготовки студентов в КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» исходными выступают следующие положения: во-первых, возраст от 3 до 10 лет является сенситивным периодом формирования нравственных представлений и «духовного становления личности»; во-вторых, необходимым условием эффективного нравственного развития личности является обеспечение преемственности в воспитании на этапах дошкольного и младшего школьного возраста; в-третьих, одна из ключевых задач современного образования состоит в обеспечении подготовки воспитанников к признанию разнообразия культур как данности; в-четвертых, в соответствии с ценностно-ориентированным и деятельностным подходами духовно-нравственное воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте должно представлять как организацию жизнедеятельности детей, направленную на обогащение опыта нравственного поведения; в-пятых, главное место в системе работы с будущими педагогами должно быть отведено развитию мотивационного компонента компетенции, понимания значимости духовно-нравственного воспитания в укреплении российской государственности; в-шестых, изучение теории нравственного воспитания направлено на формирование у студентов осознания, что основу ценностно-смыслового, содержательного и технологического компонентов этого процесса составляет система базовых национальных ценностей.
Охарактеризуем некоторые стороны организации учебной деятельности и воспитательной работы в контексте обозначенной проблемы. Различные аспекты духовно-нравственного воспитания становятся предметом обсуждения со студентами — будущими воспитателями при изучении следующих междисциплинарных курсов (далее МДК): МДК 02.06 «Психологические основы организации общения детей дошкольного возраста», МДК 04.01 «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации».
На занятиях по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика», наряду с другими аспектами, рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания в условиях многонационального детского коллектива. Внимание студентов обращается на то, что педагоги дошкольных образовательных организаций первыми начинают работу с группами смешанного этнического состава. В ходе анализа практик нравственного воспитания будущие воспитатели выделяют возможные трудности в работе с многонациональным детским коллективом, в частности: трудности понимания, общения и детей, и взрослых, обусловленные незнанием, плохим владением русским языком детьми-мигрантами; трудности общения, обусловленные различиями в национальной культуре: традициях, обычаях, образе жизни, мыслей, национальном характере; проблемы психологического характера — негативный настрой коренных жителей (родителей дошкольников), отрицательно отражающийся на педагогическом процессе; недостаточная насыщенность развивающей предметной среды интеркультурными компонентами. Осознание трудностей позволяет студентам прогнозировать возможные пути их решения уже на этапе обучения в колледже.
Работа со студентами проводится с опорой на изучение требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в котором одной из основных задач определено «обеспечение равных возможностей для развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей» [4]. Таким образом, будущие педагоги приходят к выводу, что особое внимание в работе с группами смешанного этнического состава следует уделять воспитанию толерантности, уважения и ценностного отношения к русской национальной культуре и культуре тех этносов, представителями которых являются воспитанники. Требования ФГОС ДО определяют принципы работы с дошкольниками на современном этапе, которыми должны руководствоваться будущие воспитатели в профессиональной деятельности: приобщение детей к социокультурным нормам каждого из этносов, представленных в группе, традициям семей, общества и государства; учёт особенностей этнокультур в развитии детей.
В ходе изучения МДК «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения» студенты узнают об особенностях семей с однородным и межэтническим составом, в которых зачастую наблюдается скрытое неблагополучие на фоне столкновения этнических стереотипов родителей и противоречивых требований к их формированию у ребенка. На лекциях, в ходе практических и лабораторных занятий студенты убеждаются в том, что, «работая с ребенком, необходимо учитывать этнический состав семьи, этнические стереотипы родителей, их нравственные установки и принципы»[9]. Так как именно семья, являясь первой и наиболее значимой социальной средой, оказывает определяющее влияние на формирование его личности. Содержательная составляющая МДК предполагает использование нестандартных форм и методов работы. Студентами осуществляется генеалогические исследования, направленные на изучение и систематизацию информации о своей семье, представителях своего рода. Исследовательская деятельность осуществляется в форме индивидуальных и коллективных проектов с последующей публичной защитой. Будущие педагоги также знакомятся с методикой проведения генеалогической работы с детьми в условиях детского сада, с основами формирования представлений дошкольников о роде и семье, о воспитании уважения к старшим.
Будущие учителя начальных классов приобщаются к вопросам духовно-нравственного воспитания в ходе базовой подготовки по учебным дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического циклов, и при изучении МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы (с указанием области деятельности)», МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя».
Содержание МДК реализуется в форме лекций и лабораторных занятий, позволяющих сформировать у студентов знания о влиянии традиционных систем воспитания и процесса социализации на духовно-нравственное развитие личности в различных этнических культурах. Одним из направлений освоения курса является формирование банка нравственно-ориентированных средств воспитания. Оказывая помощь учителям, студенты участвуют в проведении анкетирования родителей, по проблемам духовно-нравственного воспитания. Совместная с учителем разработка сценария родительского собрания направлена на освоение студентами способов и форм сотрудничества с родителями обучающихся. В процессе занятий будущие педагоги приходят к пониманию необходимости обогащения образа родной страны ценностным содержанием, включающим ценности, с которыми ребенок сталкивается каждый день — семья, отчий дом, традиции предков, родная улица, природа родного края. Современная ситуация требует построения новых отношений между институтом семьи и образовательными организациями. Одна из тем курса предполагает расширение знаний студентов о работе учителя начальной школы по воспитанию у детей уважения к семье, к старшим по возрасту, об особенностях выработки поведения в области семейных отношений с учетом нравственных норм, принятых в культуре.
Важное место при проведении занятий по данному курсу отводится изучению современных форм и методов установления партнерских отношений с родителями.
Однако, одной системы усвоенных студентами знаний недостаточно для осуществления компетентной профессиональной деятельности. Достижение компетентности обеспечивается овладением теоретическими знаниями во взаимосвязи с умениями по решению разнообразных профессиональных задач. Компетентным можно считать того педагога, который способен творчески решать профессиональные задачи. С их разнообразием студенты сталкиваются в ходе педагогической практики в режиме реального образовательного процесса. Успешность решения каждой педагогической задачи обусловлена уровнем овладения аналитическими, прогностическими, проективными и рефлексивными умениями. На развитие данных умений ориентирован комплекс заданий, выполняемых студентами, во время производственной преддипломной практики. Так, составление кластера «Нравственные качества современного педагога» позволяет студентам развивать рефлексивные умения. Апробирование исследовательской части выпускной квалификационной работы (далее ВКР) нацелено на изучение состояния духовно-нравственного воспитания в практике начальной школы и детского сада, на поиск и разработку эффективных способов реализации воспитательных задач. В процессе практико-ориетированного выполнения задания будущие педагоги подбирают игры и проводят их со школьниками, составляют списки произведений для внеклассного чтения, разрабатывают и апробируют занятия, уроки, воспитательные мероприятия, направленные на сплочение коллектива обучающихся, на формирование у них опыта толерантного поведения. Это способствует формированию коммуникативной культуры, организаторских умений будущих педагогов.
Проектирование внеурочной деятельности младших школьников направлено на воспитание их нравственной культуры. Система работы предполагает анализ студентами системы внеурочной воспитательной работы в начальной школе, участие в разработке и проведении общешкольных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Будущие педагоги на примере опыта работы конкретных школ (базы практики) имеют возможность познакомиться с разнообразными формами создания межвозрастных взаимодействий многонационального состава учащихся, например, конкурс родословных, семейных альбомов, гербов; выставка детско-родительского творчества; фестиваль патриотической песни, посвященный Дню народного единства; урок мужества, посвященные Дням воинской славы России; встреча с ветеранами; смотр строя и песни; рождественский спектакль; социальная акция и проект.
Таким образом, содержание преддипломной практики завершает формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Успешному становлению специалистов – будущих воспитателей и учителей начальных классов способствует серьезная система воспитательных мероприятий со студентами колледжа. Модель воспитательного пространства колледжа обеспечивает создание условий для формирования и развития социально активной личности будущего педагога-гражданина, обладающей развитым гражданским сознанием, опытом социально-значимой гражданской деятельности, осознающей общественную значимость, личную ответственность за результаты собственной педагогической деятельности, способной в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование российского общества и государства. Данная работа осуществляется в системе и предполагает посещение музеев и памятных мест Камчатского края; участие в митингах и возложении цветов к памятникам, творческих конкурсах; тематических фотовыставках гражданской тематики, конкурсах песен и стихов патриотического содержания; в организации и проведении муниципальных и краевых мероприятий.
В завершении необходимо отметить, что реализовывая содержание ФГОС СПО по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», отражает этнокультурные особенности России. А подготовка специалистов в области духовно-нравственного воспитания направлена на формирование их компетентности в обеспечении преемственности воспитания нравственной культуры дошкольников и младших школьников. В этом заключается достойный «ответ» системы образования «вызовам современности».
Список литературы:
- «Конституция Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273/ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 3+» от 05.06.2014 №632;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 22 декабря 2009 г. № 15785
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
- Лазарев В.С. «Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.», Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 17 — 25
- Белянкова Н. М. «Формирование межкультурной компетентности у школьников в поликультурном образовательном пространстве», ж/л «Начальная школа»/№9 2015г., с.13;
- Белянкова Н. М. «О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия», ж/л «Дошкольное воспитание»/№4 2016г., с.87;
- Гукаленко О. В. «Поликультурное образование: проблемы и перспектива развития», ж/л «Дошкольное воспитание»/№9 2016г., с.15;
- Перекрестова Т. С. «Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике», ж/л «Начальная школа плюс до и после»/№1 2013г., с.11;
Дата изменения: 25.02.2017
Дата публикации: 25.02.2017