Самоорганизация как фактор эффективности образовательного процесса в условиях социокультурной трансформации современности (на примере дополнительного музыкального образования)

Сахарова Юлия Валерьевна
доцент кафедры социологии и социальной работы
Назарова Екатерина Юрьевна
студентка 5 курса
Волгодонский институт (филиал) ЮФУ
г. Волгодонск

Сахарова Ю.В., к.ф.н., доцент, доцент кафедры социологии и социальной работы ВИ(ф)ЭУиП «ЮФУ»
Россия. г. Волгодонск

Назарова Екатерина Юрьевна, студентка 4 курса направления «социология» ВИ(ф)ЭУиП «ЮФУ»
Россия. г. Волгодонск

Многочисленные исследования показывают, что сегодня кризис идентичности является одной из наиболее актуальных социальных проблем. В связи с этим исследование проблем социальной идентификации кажется перспективным направлением, дающим дополнительную информацию для принятия обоснованных решений в сфере культурной и образовательной политики государства.

Между тем, музыкальная идентификация может рассматриваться как самостоятельный процесс социальной идентификации, основным фактором которого является музыка. Под воздействием музыки происходит формирование музыкальной идентичности, проявляющей себя через музыкальные предпочтения и музыкальную деятельность. В музыкальных предпочтениях и в музыкальной деятельности ярко проявляется взаимодействие группового и личностного аспектов музыкальной идентичности.

Произошедшие за последнее время существенные сдвиги в области культурных ориентаций как всего общества, так и различных групп означают переход в ситуацию неопределенности идентичности. В таких случаях может происходить переорганизация социальных групп, формирование новых структурных конфигураций. Очеваидно, что в таких социокультурных условиях важнейшим принципом и ведущей задачей современного образования является привитие обучаемому навыков самоорганизации, что реализуется, в частности, посредством развития самомотивации.

Чтобы развить самомотивацию необходимо, как отмечает Р.Р. Хайбуллин, несколько составляющих: создание условий появления установки на качественную деятельность, формирование чувства ответственности перед самим собой, появление возможности видеть конечный результат в краткосрочной перспективе и понимание способов его достижения. В качестве эффективного инструмента создания мотивационной образовательной среды могут выступать интеллектуальные педагогические игровые технологии, …инновационные подходы к системе оценки успешности ученика, в результате применения которых возникает интеллектуально-мотивационная образовательная среда [2, С.93].

Исследователь обращает внимание на необходимость интеграции общего и дополнительного образования для решения задачи создания интеллектуально-мотивационной среды как условии повышения качества образовательного процесса.

Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о действенности такого подхода в организации интеллектуально-мотивационной образовательной среды, повышающей качество школьного образования, что прослежено автором на примере положительных изменений в отношении уровней: восприятия, мышления, стрессоустойчивости, эрудиции и мотивации. Выбор данных показателей —право исследователя и следует согласиться с ученым, что проблема нуждается в дальнейших исследованиях в выбранном ключе [2,C.97].

Выявленные выше основные моменты могут быть дополнены результатами анкетирования родителей ДШИ г. Волгодонска, а также практическими наблюдениями преподавателей данного учебного заведения. По результатам опроса среди родителей были выявлены следующие основные мотивы выбора образовательного учреждения для воспитания и социализации ребенка: формирование кругозора, трудолюбия и самостоятельности.

Итак, Мегацель образования — воспитание духовной, высоко нравственной личности, с одной стороны и личности социализированной, способной саморазвиваться, самоорганизовываться, в том числе имеющей мотивацию и комплекс знаний, навыков, компетенций для дальнейшей самореализации — с другой. По этому поводу Н. К. Солертовская, в частности, пишет: «Важно научить ученика учиться, иметь способность и желание приобретать новые познания. Ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Отчужденность от учебного процесса — следствие подневольности, и бессистемности. Каптерев подчеркивал, что каждый организм имеет самодеятельное начало, несет в себе источник деятельности. Педагог должен организовать и направлять воздействие социальной среды на ребенка, направляя и регулируя его деятельность, вырабатывая творческую способность к социальной ориентировке. Учитель должен проявить чуткость, внимательность, анализировать и прогнозировать учебный процесс. Музыкальный репертуар должен не только развивать ученика, но и развивать его личность.»[1,С.245]. Оценка ее реализации, безусловно, затруднительна, но не должна упускаться из виду.

Способность к самоорганизации — это не только фактор успешного развития комплекса необходимых умений, навыков, компетенций и качественной подготовки выпускников. Она обладает определенным мультипликативным эффектом: способствует формированию отношения, культуры слушателей и будущих родителей, которые приведут ребенка в учреждение дополнительного музыкального образования, что будет способствовать позитивным процессам самоорганизации и отразится на эффективности образовательного процесса.

Список литературы

  1. Солертовская Н. К. Важность нравственных ориентиров и духовных ценностей в процессе освоения музыкальных произведений // Общественные науки. — 2012. — № 6(1) — С. 244–246
  2. Хайбуллин Р.Р. Преимущества внедрения интеллектуально-мотивационной образовательной среды в традиционной общеобразовательной школе // Общественные науки. — 2012. — № 6(1) — С. 93–97

Автор: Сахарова Юлия Валерьевна
Должность: доцент кафедры социологии и социальной работы
Автор: Назарова Екатерина Юрьевна
студентка 5 курса
Место работы: Волгодонский институт (филиал) ЮФУ
Месторасположение: г. Волгодонск

Дата изменения: 06.07.2015
Дата публикации: 06.07.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *