Экспертиза и самоэкспертиза: Взаимосвязь и различие

Экспертиза и самоэкспертиза: Взаимосвязь и различие

Номинация: Общепедагогические технологии , Школа
Автор: Хасанова Роза Халитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МБУ ДО ЦРТДЮ «Истоки»

1. ЭКСПЕРТИЗА И САМОЭКСПЕРТИЗА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЕ

1. 1. Экспертиза в образовании

В условиях инновационных изменений, происходящих в современном образовании, чрезвычайно важным является своевременное получение полной достоверной информации о деятельности развивающейся образовательной системы или системы образования.

Такая информация может быть получена в результате экспертизы — аналитической процедуры, направленной на получение аргументированного представления о состоянии результата образовательной деятельности.

Актуальность экспертизы возрастает в ситуации реализации образовательным учреждением инновационных проектов (в том числе и связанных с организацией индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования), в этом случае последние становятся объектом экспертизы.

Важность экспертизы инновационных проектов объясняется тем, что в процессе создания инновационной практики появляются различные мнения, точки зрения, не позволяющие однозначно оценить результаты инновационной деятельности. Такая неоднозначность возникает и при оценке качества индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования.

Экспертиза как метод предполагает ориентацию прежде всего на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования.

В практической деятельности в качестве экспертов чаще всего выступают заместители директоров, методисты, руководители профессиональных объеди-нений педагогов и пр.

Всем педагогам известно волнение,которое они испытывают при посещении их занятий другими специалистами, которые по сути выполняют функцию экспертов.

С. Л. Братченко выделяет 5 групп основных характеристик «идеального эксперта»:

1) Личные качества:

— личностная зрелость,

— порядочность, нравственная зрелость,

— креативность и эвристичность, готовность к открытиям и работе в новых для себя ситуациях,

— толерантность,

— способность к децентрации, видению ситуации с разных точек зрения,

— наблюдательность и восприимчивость,

— интуиция, «чутье» на гуманитарные проблемы,

— корректность, тактичность, деликатность,

— независимость, принципиальность, способность не поддаваться давлению других людей, группы.

2) Коммуникативная компетентность:

— уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная

заинтересованность»,

— способность устанавливать контакт (со взрослыми и с детьми),

— способность слушать и слышать,

— эмпатия,

— искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения,

— способность адекватно выражать собственную позицию,

— коммуникативная гибкость и конструктивность, готовность разрешать межличностные проблемы,

— способность работать в «команде».

3) Методологическая и методическая грамотность:

— знание методологии экспериментирования,

— понимание специфики гуманитарной парадигмы,

— владение основными методами гуманитарного познания, готовность к их адекватному применению,

— способность подбирать, модифицировать и развивать методы исследования с учетом конкретных задач и условий экспертизы,

— способность проводить экспертное исследование (выдвигать и проверять гипотезы, интерпретировать полученные данные, делать выводы и пр.).

4) Профессиональная подготовка:

— гуманитарное образование (не обязательно, но желательно, хотя бы как «вторая специальность»),

— знание актуальной педагогической реальности, основных современных подходов, тенденций и инноваций в сфере образования,

— психологическая грамотность (знание основ психологии, личностного роста и психологического развития, психологии общения, педагогической психологии и пр.),

— знание основных подходов к экспертизе образования и практики их применения,

— знание правовых основ и законов, относящихся к проведению экспертизы в образовании.

5) Практический опыт:

— опыт работы в сфере образования,

— опыт проведения реальных (не только лабораторных) психолого-педагогических исследований, применения гуманитарных методов,

— опыт участия в экспертизах в гуманитарной сфере (желательно в сфере образования).

Этими качествами (по крайней мере, большинством из них) должен обладать эксперт, выполняющий экспертизу качества индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования.

Целесообразно кроме основного эксперта в процедуре экспертизы

задействовать «включенных экспертов»: представителей властных структур, служб занятости населения, работодателей, администрацию образовательного учреждения, руководителей профессиональных объединений, педагогов, родителей, учащихся, и пр.

Понятно, что для экспертизы качества индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования полезно приглашать только

некоторых из перечисленных включенных экспертов.

1.2. Этические принципы проведения экспертизы

Основными принципами проведения экспертизы в образовании (не только инновационной деятельности) являются:

— доброжелательность экспертов;

— конструктивность экспертизы, предполагающая нацеленность экспертизы на развитие инновационной деятельности, в том числе на повышение степени готовности (мотивационной когнитивной, технологической) субъектов инноваций к их реализации;

— взаимоуважение экспертов и субъектов инновационной деятельности, подразумевающее желание и готовность каждого участника процедуры эк- спертизы понимать цели и интересы, точку зрения другого, уважать его ценности, аргументировать свою точку зрения, особенно в тех случаях, когда она

затрагивает интересы других людей;

— честность – подразумевает отказ экспертов от использования оценочной деятельности для принуждения, манипуляции или оказания давления на других;

— объективность – несмотря на право быть субъективным в силу своего профессионализма.

1.3. Задачи экспертизы

Рассмотрим основные задачи экспертизы.

Таблица.

Основные задачи экспертизы

№ п/п Задачи экспертизы Применительно к любому инновационному проекту Применительно к качеству индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования

1 Определение сущности инновационного проекта и его концептуальных оснований Организация индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования как системной инновации, направленной на повышение качества дополнительного образования

2 Установление приемлемости инновационного проекта с точки Соответствие особенностей индивидуальной работы с детьми специфике

зрения непротиворечивости правам человека и законодательству дополнительного образования

3 Выявление ценности инновационного проекта, его достоинств и преимуществ с точки зрения основных гуманитарных критериев Нацеленность индивидуальной работы с детьми в организациях дополни-тельного образования на достижение современных образовательных результатов

4 Получение достоверной информации о практической реализации инновационного проекта (или его этапа) Получение достоверной информации о качестве индивидуальной работы с детьми в ОДО

5 Выявление проблем и затруднений, возникающих в ходе реализации инновационного проекта, а также путей их решения Выявление проблем и затруднений, возникающих в ходе реализации индивидуальной работы с детьми в ОДО

6 Установление степени инновационности реализуемого проекта по сравнению с существующими образцами образовательной практики Установление степени инновационности (отличий) индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования от других используемых технологий

7 Определение степени значимости инновационного опыта, полученного в процессе реализации проекта, для развития образования Определение степени значимости опыта организации индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования

8 Организация поддержки для организации распространения инновационного опыта Организация поддержки организации индивидуальной работы с детьми в ОДО

1.4. Функции экспертизы

Функции экспертизы инновационных проектов (в т.ч.индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования)

1) аналитическая (проясняющая) функция – анализ ситуации в ОДО относительно изменений в качестве дополнительного образования в условиях

организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;

2) проектировочная функция – оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;

3) развивающая функция – выявление потенциальных возможностей, проблем, неиспользованных ресурсов при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;

4) оценочная функция – определение достижения требуемых образовательных результатов;

5) консультационная функция – осуществление консультативной помощи педагогам ОДО при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;

6) рефлексивная функция – организация осмысления педагогами опыта организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, возни- кающих при этом проблем и полученных результатов;

7) функция мониторинга – постоянное отслеживание эффективности организации учебно-исследовательской и проектной.

Экспертиза качества индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования будет тем более эффективной, чем полнее будут реализованные перечисленные функции.

1.5. Самоэкспертиза

Самоэкспертиза – процедура, направленная на оценку качества инновационного проекта самим индивидуальным или коллективным субъектом, который осуществляет инновационную деятельность.

В случае самоэкспертизы качества индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования в масштабах одной реализуемой дополнительной образовательной программы самоэкспертизу чаще всего выполняет педагог.

Однако в случае самоэкспертизы качества индивидуальной работы с детьми в масштабах учреждения в самоэкспертизе чаще всего участвует весь педагогический коллектив или инициативная группа.

Важно, чтобы внешние эксперты при проведении экспертизы и сами педагоги при проведении самоэкспертизы использовали одинаковые критерии и показатели для оценки качества индивидуальной работы с детьми в организациях дополнительного образования.

При этом методы, технологии экспертизы и самоэкспертизы могут отличаться.

Название: Экспертиза и самоэкспертиза: Взаимосвязь и различие
Номинация: Общепедагогические технологии , Школа
Автор: Хасанова Роза Халитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МБУ ДО ЦРТДЮ «Истоки»
Месторасположение: г. Тольятти, Самарская область

Дата изменения: 15.06.2017
Дата публикации: 15.06.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *