Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия. Детское общественное объединение «Солнечный город».

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива.

Большой вклад в разработку теории и методики организации воспитательного коллектива внес А.С.Макаренко, который первым подошел к решению проблемы, ориентируясь на социалистические трудовые коллективы, располагающие огромными воспитательными возможностями.

Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. На это есть несколько причин. Например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. Кроме того, социально-экономические изменения, происшедшие в последние полтора-два десятка лет привели к тому, что в обществе появились люди, очень сильно различающиеся по материальному достатку. Нам, педагогам, знакомы факты, когда положение ребенка в школьном коллективе во многом определяется его материальным достатком (наличие дорогого мобильного телефона, компьютера, игр и т. д.).

Объект: процесс формирования коллектива младших школьников.

Предмет: формы внеклассной работы по формированию коллектива младших школьников.

Цель: выявление форм внеклассной работы, способствующих формированию коллектива младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива.
  2. Дать сравнительную характеристику стадиям развития коллектива.
  3. Рассмотреть психолого – педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
  4. Изучить и апробировать на практике некоторые формы внеклассной работы по формированию детского коллектива.
  5. Разработать рекомендации для классного руководителя по формированию детского коллектива.

Методы исследования: изучение и анализ литературы; анализ документации классного руководителя, беседа, педагогическое наблюдение, обобщение, анкетирование, метод отбора форм работы классного руководителя по формированию коллектива, сравнение различных подходов по формированию коллектива, конкретизация и систематизация изученного материала.

Хочу отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Именно в начальной школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся. Именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Главная задача воспитания состоит не только в передаче существующего опыта отношений в форме, адекватной для различных уровней развития детей, но и в направленной подготовке подрастающего поколения к новым более высоким уровням общественных отношений.

Развитой детский коллектив необходим и возможен лишь на базе определенных видов деятельности, формирующихся на вполне определенных возрастных этапах развития психики ребенка.

Для подлинно развитого детского коллектива характерна общность целей и адекватных мотивов содержательной совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенная организация и связи.

Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности учащихся. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной, и служит источником коллективных интересов, коллективных переживаний, источником накопления морального опыта. Где нет совместной деятельности, там нет базы, необходимых условий для сплочения коллектива и для морального совершенствования учащихся.

Я считаю, что сплочению коллектива содействует выполнение учащимися различных общественных поручений. Многие из них связаны с обслуживанием нужд классного коллектива. Стремлюсь к тому, чтобы основные вопросы, связанные с общественной деятельностью школьников, решали сами учащиеся. Сплочению коллектива способствует рациональная организация учебной деятельности школьников. Успехи и отставания отдельного ученика в дружном классе рассматриваются не только как личное, но и как общественное дело.

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива. В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Важнейшее значение имеет моя практическая помощь в работе актива.

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности. Именно это и определило создание детского общественного объединения «Солнечный город».

Детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и педагогическом управлении взрослых.

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает моим ученикам реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность ДОО «Солнечный город».

Основные формы работы ДОО «Солнечный город» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

У «Солнечного города» есть гимн, девиз: «Ни дня без доброго дела.», символ – солнышко.

Цель ДОО «Солнечный город»: создание воспитывающей среды для личностного духовно-нравственного роста учащихся, активизации

социальной инициативы, личностной свободы и гражданской ответственности, развития творческого потенциала учащихся и педагогов.

Задачи ДОО «Солнечный город»:

  1. Оказания помощи в познании окружающего мира, самовоспитании достойных граждан своего Отечества.
  2. Развивать интерес исследовательской деятельности.
  3. Формирование коммуникативных навыков.
  4. Развитие наблюдательности.
  5. Развивать творческие способности.
  6. Развитие навыков самоуправления.
  7. Содействие занятости детей в свободное время; развитие социальной активности и организаторских навыков.
  8. Предоставление детям условий для выражения своих интересов, самореализации их творческого потенциала и развития способностей; социального становления, обогащения жизненного опыта и подготовки к будущей жизни.

Каждому жителю «Солнечного города» понятны и доступны принципы коллективной жизни: общей территории, привлекательности и общей полезности будущего дела, могучей кучки, горы, «хочу-могу-буду», свободы выбора, успешности, оптимизма, сотворчества.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия. Детское общественное объединение «Солнечный город».

Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия. Детское общественное объединение «Солнечный город».

Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия. Детское общественное объединение «Солнечный город».

Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике.

Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают; мудрость, которую они приобретают; и опыт, который получают.

Детское общественное объединение «Солнечный город» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. «Солнечный город» взаимодействует со всеми учащимися, социальным домом, Советом старшеклассников, педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий.

Результативность деятельности ДОО «Солнечный город» ГБОУ Школа №1747:

  1. Ребенок чувствует, что он не один, что всем коллективом можно решить любую проблему.
  2. Ребёнок в детском коллективе учится занимать в социальной среде свою позицию, рассматривая и анализируя мир с позиции Истины, Добра и Красоты.
  3. В школьном объединении ребенок учится верить в то, что мир можно изменить, начав с себя, т.е. формируется Человек – творец.
  4. Занимаясь в каком-либо направлении программы или нескольких, ребёнок поднимается в своём развитии на более высокую ступень, он приобретает

определённые навыки и умения.

ДОО «Солнечный город» — это одновременно и жизнь, и увлекательная игра. Все – и дети, и взрослые, — играя в самих себя, будут играть в себя лучших. Модель дает возможность заполнить жизненное пространство всех участников реальными делами, побывать в социально-творческих делах, изменять окружающую действительность к лучшему.

 

Здравствуй, дорогой Солдат!

Служба твоя нелегка, но очень важна для всей страны.

Ведь от того, как проходят твои военные будни, зависят спокойствие и мир над головами всех граждан, всех россиян!

Желаем тебе, солдат, справиться со всеми трудностями, которые встретятся на твоём военном, а позже и жизненном пути.

Пусть это будет путь добра и справедливости, путь свершений и побед. Мы верим в тебя, в то, что ты никогда не предашь свою Родину, страну, близких и дорогих тебе людей. Крепкого здоровья, удачи, тебе и твоим друзьям отличной службы.

Ученики 1 «Е» класса ГБОУ «Школа №1747»

2015 год

Участие в городской акции «Письмо Ветерану».

 

Список литературы:

  1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: теория, история, практика.-М:МАКС Пресс, 2002.
  2. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО, 2003.
  3. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005.
  8. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
  9. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  10. Подросток и досуг. Сост.Дормаш С.В., Заводова Т.Е. – М.:ООО «Красико-Принт», 2004.
  11. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод. пособие для организаторов детского движения. – М., 1996.
  12. Социальное проектирование. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004.
  13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  14. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  15. Чепурных Е.Е. Концептуальные основы теории и практики социализации ребенка в детских общественных организациях//Современные концепции воспитания.-Ярославль, 2000.

 

Название: Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия. Детское общественное объединение «Солнечный город».
Автор: Григорьева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ Школа №1747
Месторасположение: Москва, 3 Митинский пер., д.12, корп.1

Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 01.11.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *