Метапредметная деятельность во внеурочной работе в рамках реализации программы ФГОС средствами музейной педагогики и спортивно-оздоровительного мероприятия.

Автор: Миронова Елена Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
Месторасположение: Зеленодольский муниципальный район, Республика Татарстан

 

Школа сегодня стремительно меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный, который приобретает сегодня особую популярность.

Метапредмет –это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Стандарт нового поколения устанавливает особые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Так метапредметные требования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования.

Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАД предметности, поэтому так интересны бывают интегрированные занятия.

В этом году проведение метапредметной недели в нашей гимназии совпало с юбилеем школьного музея истории судостроения на Волге который праздновал свое славное десятилетие. Музей был открыт в30 ноября 2006 года и стал результатом поисково-собирательной деятельности учащихся и преподавателей гимназии при поддержке шефствующего предприятия ОАО «Завод им. А.М. Горького». На сегодняшний день школьный музей истории судостроения на Волге является единственным на территории Республики Татарстан данного направления. За время своего существования у музея сложилась своя история, появились свои традиции и разнообразные формы работы.

В связи с новыми требованиями ФГОС во внеурочной работе, в этом году мы решили расширить спектр наших возможностей и поучаствовать в метапредметной неделе.

Нами было выбрано интегрированное мероприятие, посвященное юбилею школьного музея , которое включало в себя поэтапное проведение внеурочных занятий руководителя музея и преподавателя физической культуры с учащимися 2х классов.

Общими целями метапредметного мероприятия стало:

  • формирование исторического сознания учащихся, развитие интереса ребят к истории страны и региона,
  • пропаганду истории и традиций современного судостроения,
  • воспитание патриотизма подрастающего поколения на основе краеведческого материала,
  • повышение общей и воспитание музейной культуры,
  • формирование речевых навыков, познавательных способностей
  • использование знаний в познавательной и социальной практике
  • Привлечение учащихся школы к занятиям различными видами спорта.
  • Выявление лучших спортсменов школы.
  • Повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения

Занятия в школьном музее истории судостроения на Волге

Встреча учащихся 2 класса в музее.

Вступительное слово руководителя школьного музея.

Здравствуйте ребята! Вы находитесь в школьном музее истории судостроения. Выбор названия музея не случаен. Жизнь нескольких поколений нашего города неразрывно связана с Волгой. Являясь одной из важнейших водных артерий страны, она положила начало не только нашему городу, но и судостроительному заводу, история которого начинает отсчет с 1895 год. На этом заводе работают около 28% родителей наших учеников, а также родные и близкие учителей нашей гимназии. Благодаря их труду развивается наш город, укрепляется могущество страны.

Беседа у стенда «История зарождения и развития судоходства на Волге».

Рассказ о Волге как об одной из важнейших водных артерий страны, о развитие судоходств с момента его зарождения до конца ХIХ века.

Беседа у стенда «История судостроения в городе».

Рассказ о возникновении на территории края Адмиралтейской слободы (XVIIIв.), Паратских судостроительных мастерских и развитие их в одно из крупнейших судостроительных предприятий России – ОАО завод им. А.М. Горького.

Беседа у стенда «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»

Рассказ о истории образования и деятельности ЗПКБ, о профессии инженера-конструктора.

Экскурсия сопровождается показом макетов кораблей, акценты делаются на фотографии и документы, предоставленные на стендах и экспозиции музея.

Практическая часть занятия.

Ребята, мы с вами познакомились с основными разделами музея, и сейчас я хочу предложить вам самим построить свой первый самостоятельный кораблик и дать ему название.

Работа учащихся с бумагой по технике оригами. Материал: цветная бумага, ножницы, клей, схемы.

(Создание кораблика по образцу. Пошаговое выполнение работы за учителем.)

Практическая часть заканчивается выставкой моделей кораблей. Отмечаются самые аккуратные, правильной формы и с оригинальными названиями.

В заключение занятия все учащиеся получают дипломы «Мастера-корабела».

В продолжении темы «Истории судостроения на Волге» учащиеся приглашаются в спортивный зал для проведения спортивно-оздоровительного праздника. Учащиеся одевают атрибуты морской тематики (полосатые футболки и бескозырки )

 

Сценарий спортивного праздника «По морям, по волнам…..»,

посвященного Юбилею музея «Истории судостроения на Волге»

Ведущий (Сунцова Светлана Валерьевна):

Мы приглашаем вас, ребята, совершить увлекательное путешествие по рекам и морям. Вы спросите, почему мы выбрали морскую тематику? А потому, то море – это символ света, простора и свободы. Сколько художников, поэтов, композиторов посвятили морям и рекам свои произведения! А сколько интересных фильмов сняли режиссеры! Расскажу, ребята, вам я сейчас про океан.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты? Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
— Поверь, и я из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донесся шепот:
— Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

1.Конкурс «Угадайка». Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Если он на дне лежит,
Ног нет, а движется; то корабль не побежит.
Перья есть, а не летает; (якорь)
Глаза есть, а не мигает.
(рыба)
По морю идет, идет,
Кругом вода, А до берега дойдет —
А с питьем беда. Тут и пропадет.
(море) (волна)
Я и туча, и туман,
И ручей и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода)

2. Викторина (вопросы для участников команд задает Миронова Елена Михайловна)

1. Какой адрес у пиратов? (море)
2. Любимая валюта пиратов (золото)
3. Как звали капитана, совершившего кругосветное плавание на яхте «Беда»? (Врунгель)
4. Где пираты хранят свои сокровища? (сундук)
5. Как назывался подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (юнга)
6. Высокий столб для паруса на корабле (мачта)
7. Сильная буря на море (шторм)
8. Плоская, как тарелка, живет на дне моря (камбала)
9. Любимый напиток пиратов (ром)
10. Самая страшная рыба (акула)
11. Команда корабля, самолета, танка (экипаж)
12. Что может бежать, но не умеет ходить? (река, ручей)
13. Самое глубокое озеро на земле? (Байкал)
14. Густые водоросли на дне реки или пруда (тина)
15. Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин)

3. «Спасательный круг»:

участники надевают обруч и бегут до отметки. Чья команда быстрее.

4. Морские профессии

Назвать как можно больше морских профессий.

5. Конкурс штурманов (пробежать между кеглями, расставленными по залу, в руках -штурвал)

6. «Радиограмма SOS»: С помощью жестов, мимики, команда показывает зрителям, какое бедствие их постигло:

➣ Пожар на корабле.

➣ Захват судна пиратами.

➣ Эпидемия на корабле.

➣ Корабль сел на мель.

7. Конкурс капитанов.

К правой ноге участника привязан воздушный шарик. Задача капитанов лопнуть шарик соперника и сохранить свой.

8. Конкурс «Перетягивание каната»

5 участников каждой команды встают по обе стороны каната. По сигналу учителя участники начинают тян6уть канат. Команда перетянувшая другую команду за отметку, считается победителем

9. Конкурс рисунков. Разукрасить готовый шаблон корабля. Чья команда сделает это быстрее и художественнее.

10. Конкурс «Поднять паруса». Команда поочередно выполняет лазание по шведской стенке с права налево, соблюдая интервал между участниками.

Праздник заканчивается награждением победителей.

Итогом всего метапредметного мероприятия стало совместное изготовление учащихся 2 класса и их родителей большой поздравительной открытки, посвященной юбилею школьного музея истории судостроения на Волге.

Скачать — Метапредметная деятельность во внеурочной работе в рамках реализации программы ФГОС средствами музейной педагогики и спортивно-оздоровительного мероприятия.

Автор: Миронова Елена Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
Месторасположение: Зеленодольский муниципальный район, Республика Татарстан

 

Дата изменения: 14.10.2017
Дата публикации: 14.10.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *