Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как основа лингвистического образования младших школьников

Петрова Антонина Алексеевна
учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ № 2
город Бобров

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить учебный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, т. е. стать «профессиональным учеником». Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе, коллективе, быть гражданином и патриотом своей родины. Все эти цели зафиксированы во ФГОС начального общего образования. Достижение указанных в стандарте результатов может быть обеспечено лишь в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных,регулятивных, познавательных и коммуникативных), которые дадут возможность ученику самостоятельно постигать знания, пользоваться современными средствами информации. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Наибольшее значение при формировании ууд приобретают такие предметы, как «Русский язык» и «Литературное чтение». Правильная, точная и богатая речь является показателем общей культуры и гражданской позиции человека. А для ребенка хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Научить ребенка излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение объщяться — сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Как же строить эту работу?

Для начала следует уяснить, что же такое речь и какими качествами обладает речь грамотного современного человека.

1. Правильность — соблюдение норм литературного языка.

2. Богатство — отсутствие однообразия, повторение одних и тех же слов.

3. Точность — употребление в речи слов и словосочетаний, полностью соответствующих их смысловому значению.

4. Ясность — доступность для понимания другими.

5. Выразительность — использование яркой и убедительной интонации для передачи своих чувств.

6. Чистота — свобода от жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов, ненормативной лексики.

Таким образом, становится очевидным то, что речь конкретного человека — это отражение его общей культуры. Каковы же пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся, а так же формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий?

Во — первых, четкая и целенаправленная подготовка структуры урока (с чем должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем должны овладеть на уровне практического применения).

Во — вторых, с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организацию начала урока планируется его нестандартное начало. Нужно постараться вызвать у младших школьников удивление, мажорное настроение, интерес к работе, пытаться затронуть не только ум детей, но прежде всего их чувства. Чтобы пополнить словарный запас детей,надо пробудить у них интерес к отдельно взятому слову. Изучить не только его лексическое значение, но и происхождение. Это всегда интересно детям:

— «откуда слово к нам пришло?»

— «как образовалось?»

— «что обозначает?»

Одеть «фонетические очки» и увидеть, звуки, обозначаемые буквами. Это упражнение поможет увидеть несоответствие написания произношению, то есть «опасное» место в слове — орфограмму. Ведь именно умение «видеть» орфограммы — одна из гарантий грамотного письма.

Чтобы ответить на вопрос об образовании слова,придется разобрать его по составу. Для этого придется выполнить несколко языковых заданий:

— Просклонять слово, чтобы выделить окончание;

— Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень;

— Вспомнить написание приставок и суффиксов русского языка, чтобы определить, есть ли в слове эти части и сколько их.

Следует вспомнить о морфологических признака слова и составить с ним предложение или словосочетание.

В — третьих, постоянный контроль за речью учащихся, исправление недочетов произношения, постановки ударения, выбора слова, наиболее точно отражающих действительность. Разнообразные игры со словами следует включать в каждое задание, так как они развивают у детейприродное языковое чутье: замени одним словом, произнеси правильно, найди «спрятавшееся» слово, запиши слова на определенную тему, реши кроссворд, прочти странное письмо и т. д.

Сочинения играют особую роль в развитии письменной монологической речи младших школьников. Они способствуют продвижению каждого ученика в общем развитии, представляют творческий простор для детской инициативы,вырабатывают привычку строго, внимательно относиться к слову, к доказательности высказывания. В работе можно использовать разнообразные формы организации обучения сочинению: урок «Сочиним сказку», диагностическая методика по изучению межличностных отношений в детском коллективе «Необитаемый остров», урок — восхищение «Что я люблю», урок семейного тепла «Субботний вечер у нас дома». На этих уроках ребятам предстоитиспользовать устную или письменную монологическую речь, мобилизуя весь свой личный опыт по данным проблемам. Работают ученики в обстановке, максимально приближенной к той, о которой идет речь в сочинении, т. е. создается «сказочная обстановка» или домашняя, или «стрессовой» ситуации при попадании на необитаемый остров, что позволяет детям легко находить адекватные языковые средства выражения своего отношения к увиденному и описываемому.

В — четвертых, продуманность в отборе материала. Тематика заданий должна быть ориентирована на следующие УУД:

Формирование внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности личности. Создание сборника нравоучительных статей «Детское чтение XXI века для сердца и разума». В него вошли сочинения-подражания детским писателям XIX века, авторами которых стали учащиеся 4 класса.

Создание учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу. После изучения предложения,где прямая речь стоит после слов автора,учащимся предлагается задание: запиши предложение: Мама спросила: «Вова, а кто это?»

Существуют ли предложения, где прямая речь стоит перед словами автора и как такое предложение оформляется в письме?

Таким образом, создается не только мотивация к изучению темы, но и желание самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос.

Развитие этических чувств-стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Составление предложений-просьб, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Подбор заглавий, наиболее точно передающих главные мысли фрагментов литературных произведений.

Использование речи для регуляции своего поведения, для координации различных позиций в сотрудничестве, для построения понятных для партнера высказваний, т. е. для решения различных коммуникативных задач.

В — пятых, работа в парах и группах. Коллективные виды работ делают урок интерсным,живым, активизируют мысленную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснить и постоянно контролировать знания учащихся. Умение донести свою позицию до других, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции лругого — важная составляющая формирования коммуникативных УУД. Попробуйте дать группам следующие задания: составить схемы-подсказки,перед какими союзами ставится ( и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами (1 группа) и в сложном (2 группа). И вы увидете:

— Ребята самостоятельно выберут координатора, контролера, руководителя группы,

— Наметят план решения поставленной учебной задачи,

— Продумают последовательность выполнения работы,

— Выберут изображения объектов схемы,

— Представят свою работу в окончательном варианте.

В-шестых, использование проблемно-диагностической технологии при изложении нового материала. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Хотя эта технология, прежде всего, формирует регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу, сотрудничать с учителем, планировать и контролировать работу), но за счет использования диалога, необходимо аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы, идет и формирование коммуникативных УУД.

В — седьмых, систематическач оценка работы учащихся (мимическая, словесная, материализованная). Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, подводит к адекватному восприятию критики и формированию самооценки. Игра «Найди ошибки» позволяет не только оценивать знания других, но и повторить изученный материал. Например, на доске записано предложение с прямой речью. Согласны ли вы с такой записью? Сколько ошибок заметили? Объясни, почему они стали возможны.

«Теперь пора промолвил он!» И протянул руку.

Далее начинаетсяучебная дискуссия, в которой учениками приходится демонстрировать и познавательные, и коммуникативные, и регулятивные УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, отстаивании своей точки зрения, подтверждая аргументы фактами. Способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания обеспечивается тем, что УУД позваляют ему свободно ориентироваться как в различных предметных областях, так и в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1 Гоголева И.И. Сочинение как средство общего развития учащихся. «Начальная школа» № 1,2010,с 41-44.

2 Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Орфографические шпаргалки. — М.: «МарТ», 2005.

Автор: Петрова Антонина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МКОУ Бобровская СОШ № 2
Месторасположение: город Бобров

Дата изменения: 08.11.2014
Дата публикации: 08.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *