Методическая разработка «Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности».
Введение
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе , приводят к изменениям в сфере дошкольного образования , предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста .На первое место выходит развитие любознательной, активной , творческой личности , способной к принятию собственных решений , саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.
Актуальностью данной проблемы является создание в ДОО условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями.
Задачи:
— Развить эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
— Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
— Обогатить развивающую предметно-пространственную среду;
— Сформировать целостный устойчивый познавательный интерес у ребенка совместно с родителями;
— Повышение педагогической культуры родителей.
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. Это период активной подготовки к школе и важнейший период формирование личности. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Рассматривая развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста значимо, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь стойким личностным образованием может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня — потребности в познании.
Современные отечественные психологи ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) считают, что развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
1. Любопытство — элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребенка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них еще не заметно стремление к познанию сущности объектов.
2. Любознательность — стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникающие у них вопросы.
3. Познавательный интерес — у детей возникают не только проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляются стремления самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину старясь проникнуть в сущность явления.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход содержательных видах деятельности. Поскольку интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Этапы развития познавательного интереса:
1. Постановка проблемы.
2. Определения источников получения информации.
3. Осуществление познания посредством познавательного содержательного общения со взрослыми.
4. Систематизация и обобщение полученного опыта.
5. Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности.
Первый уровень: субъективно-поисковый тип познавательного интереса : оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению , соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса : качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления , поддерживаемая благодаря усилиями взрослого человека , меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий ( умственных и практических) .
Третий уровень : инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса : поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого , творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвертый уровень : элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованный в формальной стороне познавательной деятельности, при этом при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень : фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка, отсутствие у него познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовке к школе.
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством :
— использование современных информационных технологий;
— экспериментирования;
— игровой деятельности;
— проблемно-игровыми технологиями;
— методами ТРИЗ;
— знаково — символическими средствам.
Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных, предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Г.И.Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
1. Интеллектуальное — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
2. Эмоциональные — переживания успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
3. Регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
4. Творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образцов.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
— Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
— Развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога, родителя и ребенка являются равными, партнерскими;
— Развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
— Использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Многогранный мир природы побуждает любознательность и интерес, эмоционально захватывает ребенка, поражает его воображение, побуждает к размышлению, сомнению. Удовлетворить детскую любознательность и научить самостоятельно размышлять можно в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
«Исследование» и «Открытие» для дошкольников очень значимо. Поводя опыты и эксперименты, надо уделять внимание детским вопросам, которые являются показателем интереса, любопытства и развитого мышления ребенка. Ведь вопросы детей направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, на нахождение в них общего и различного.
В процессе проведения опытов ребенок не только узнает много нового об окружающем мире, у него развиваются важные психические функции: воображение, внимание, память, мышление, речь.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности, задачи, которые ставит перед собой дошкольная образовательная организация.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно — ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами ДОО, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Роль семьи в развитии познавательных интересов у дошкольников.
Семья для ребенка есть ближайший круг общения , в котором формируется его личность , психика и отношения с окружающим миром. Влияние родителей на детей безусловно и многоплавно. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка , а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.
Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка-создать максимальные условия для его роста и развития.
У. Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом : «Для того чтобы развиться интеллектуально , эмоционально , социально и нравственно — ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии , осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка , с одним или несколькими людьми , с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка , желательно на протяжении всей жизни». Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.
Важно помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Например , родители купили сыну новый конструктор , не надо сразу же объяснять , показывать , как с ним действовать. Надо дать возможность ребенку вначале самому поэкспериментировать. Или ребенок нашел жука. Что это за жук-майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом , понаблюдайте вместе с ребенком.
Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирование, элементарного исследования даже в условиях дома , приусадебного участка , во дворе , дает ребенку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы , но и стимулирует развитие познавательных способностей и интересов. Не удивительно , что созданию интереса развитию способностей к определенному виду деятельности у ребенка содействует атмосфера увлеченности , бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой , ребенок также проявляет интерес к ней ,увлеченных биологов — к природе , в семье , где господствует атмосфера увлеченности техникой , дети проявляют склонность к конструкторской деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Но не следует забывать о необходимости согласованного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи для осуществления полноценного развития познавательных интересов у дошкольников. Принцип сотрудничества детского сада с родителями может осуществляться различными способами:
1. Организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
2. Семейные праздники и развлечения, проводимые в группе;
3. Оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях ребенка;
4. Совместный труд родителей, детей, воспитателей;
5. Коллекционирование разнообразных объектов, создание мини-музеев;
6. Реализация детских проектов совместно с родителями;
7. Родительские собрания ( традиционные и нетрадиционные);
8. Консультации, семинары-практикумы, игровые тренинги;
9. Создание семейных клубов;
10. Индивидуальные беседы с родителями о развитии детей с целью повышения педагогической культуры;
11. Организация походов, экскурсий и т.д
12. Создание «почтового ящика» для обмена информацией с родителями.
Реализация работы с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.
Для реализации избранного направления был разработан перспективный план работы с родителями с сентября по август.
Сентябрь.
1. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов».
2. Родительское собрание » Растить любознательных». ( Приложение 1)
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
3. Создание » почтового ящика» — это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.
Октябрь.
1. Консультация для родителей » Воспитание познавательного интереса через прогулки«.
2. Создание картотеки прогулок ( для родителей ).
Цель: раскрыть для родителей ценность прогулки в формировании познавательного интереса, как важную составляющую разностороннего развития ребенка.
Ноябрь.
1. Консультация «Общаемся с детьми».
2. Памятка для родителей «Правила эффективного воспитания в семье».
3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.
Декабрь.
1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.
2. Папка — передвижка «Как провести выходной день с ребенком».
Январь.
1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек». ( Приложение 2 )
2. Создание мини-музея » Волшебный мир камней».
3. Педагогический всеобуч » Методы, повышающие познавательную активность дошкольников«- вечер вопросов и ответов. ( Приложение 3)
Февраль.
1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь». Мастер-класс по росписи камней.
2. Памятка для родителей » Три основных способа познания окружающего мира«.
3. Выставка рисунков «Путешествие капельки».
Март.
1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Чудесное электричество» ( Опыты, эксперименты ).
2. Конкурс «Лучшая книга загадок».
Апрель.
1. Проект «Огород на подоконнике».
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
2. Консультация для родителей » Как научить детей любить и беречь природу».
3. Открытое заседание клуба » Юный исследователь» по теме «Занимательный магнит». Родители вместе с детьми показывают опыты с магнитом.
Май.
1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.
2. Создание картотеки опытов и экспериментов (для родителей).
3. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.
Июнь.
1. Праздник «Волшебная песочница». Организация игр и опытов с песком и водой.
2. Консультация для родителей «Мир, в котором мы живем».
3. Создание мини-музея » Моя первая энциклопедия».
4. Организация прогулки-экскурсии на поляну совместно с родителями.
Цель: раскрыть для родителей важность наблюдений в природе, любования красотой и разнообразием растительного и животного мира в формировании любознательной, активной, творческой личности ребенка.
Июль.
1. Памятка для родителей » Экскурсия по родному краю. 10 мест, которые стоит посетить вместе с ребенком«.
2. Проект «Энциклопедия городов России». Дошкольники совместно с родителями и педагогом собирают материал о разных городах России и оформляют его в виде рукописной книги, сопровождая текстом и фотографиями.
3. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Фокус- покус». Родители с детьми показывают различные фокусы.
Август.
1. Памятка для родителей «Как организовать в домашних условиях лабораторию».
2. Создание мини-музея семян, плодов и косточек.
3. Проект «Красная Книга». Создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных и птиц.
4. Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей.
Заключение
В творческой разработке учитывались два основных принципа ФГОС ДО : формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и сотрудничество организации с семьей.
Формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.
Для решения задач, поставленных в начале творческой разработке, использовались разнообразные способы и средства в работе с родителями: консультации, памятки для родителей и создание картотек, которые печатаются вручную и раздаются по одному экземпляру на семью — способствуют повышению педагогической культуры родителей. Совместные проекты с родителями не только создают условия для участия в образовательной деятельности, но и развивают любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, а также воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Создания мини-музеев — способствуют обогащению развивающей предметно-пространственной среды (все коллекции остаются в детском саду в экспериментальном уголке). Создание в группе семейного клуба «Юный исследователь» способствует развитию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников и их родителей. Также проводились родительское собрание, мероприятия, конкурсы и праздники, которые укрепили детско-родительские отношения, т.к у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов семьи принимает участие в жизни детского сада. Это сильно стимулирует стремление детей к достижению успеха. Все способы взаимодействия с родителями формируют целостный устойчивый познавательный интерес.
Подводя итоги творческой разработки по теме «Взаимодействие с семьями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности» можно сделать вывод: развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОО и семьи.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] : собрание сочинений / В. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1984.
2. Сагдеева, Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» [Текст]. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 96с.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни [Текст] / Л. А. Королева. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС«,2014. — 64с. — (Методический комплект программы «Детство»).
4. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование[Текст]. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС«,2013. — 128с.
5. Федорцева, М. Б. Реализуем ФГОС дошкольного образования: учебно-методическое пособие[Текст] / М. Б Федорцева. — Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК,2014. — 101с.
6. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа[Текст] / С. В. Чиркова. — М.: ВАКО, 2013. — 320с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
7. Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике[Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение,1971. — 234с.
Приложение 1
Родительское собрание «Растить любознательных».
План проведения:
1. Вступительная часть собрания.
2. Прослушивание и обсуждение ответов детей.
3. Решение педагогических ситуаций.
4. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
5. Показ детьми сценки «Почему».
6. Обсуждение вопроса об организации семейного клуба «Юный исследователь».
7. Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Ход мероприятия.
— Подготовительный этап.
— Провести анкетирование родителей (приложение 1.1).
— Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить их вместе с детьми).
— Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (приложение 1.2).
— Отпечатать и вложить в перечницу «Вопросы острого блюда» (приложение 1.3).
— Подготовить с детьми сценку «Почему».
— Написать на листе ватмана обращение к родителям (приложение 1.4).
— Записать на магнитофон ответы детей на вопросы .
— Оформление плаката с высказыванием: «Не знаю, каким я кажусь людям, самому же себе я кажусь ребенком, который играет на берегу моря и радуется, когда ему удается отыскать гладкий камушек или красивую раковину… В тоже время неизмеримый океан истин лежит передо мною неисследованным» (Исаак Ньютон).
— Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучит песня В. Шаинского «Ужасно интересно все то, что неизвестно…», столы расставлены полукругом.
— Вступительная часть собрания.
Воспитатель рассказывает родителям об возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста. Что ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день; то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это резать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Это родители должны понимать и не раздражаться. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему миру. Взрослый должен помогать ребенку в познании.
— Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Воспитатель: » Как вы думаете, любознательны ли наши дети»? (высказывания родителей). Прослушайте, пожалуйста, ответы детей (слушается запись ответов детей).
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение: — Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто? Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом, к кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (обсуждение вопросов).
— Решение педагогических ситуаций.
Воспитатель: » Представьте такую ситуацию: Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» — слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Считаете ли вы, что, иногда, можно не сказать, а показать.
4. В. А. Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще иеще раз возратиться к тому, что он узнал. А вы как считаете? (обсуждение).
— Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
— Показ детьми сценки «Почему» (В. Шапов).
Ведущий: Сын пришел к отцу с вопросом
Сын: Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань ты, отстань же
С почемучканьем своим
Сын: Папа!
Ведущий: Сын вернулся вскоре
Сын: А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Папа, что такое грань?
Отец: После, некогда, отстань!
Ведущий: Снова сын пришел к папаше…
Сын: Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем!
Ведущий: А в ответ сверкнула вспышка:
Отец: У меня свои дела!
Ведущий: И вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорчения
Изменился цвет лица
Вопрошал родитель сына:
Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца
Почему твои отметки-
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму!
Отчего же, почему же?
Ведущий: В самом деле, почему?
— Обсуждение вопроса об организации в группе клуба «Юный исследователь».
Воспитатель: Пожалуйста, подумайте: — Что можно сделать для ваших детей?; — Кто из членов семьи может участвовать в семейном клубе? (обсуждение). В группу входят дети, садятся около своих родителей. Воспитатель (обращается к детям). Ребята, а вы хотите, чтобы родители побывали у вас в группе с интересными сюрпризами? (ответы). Тогда сядьте рядышком и подумайте, в чем могут помочь нам родители? (обсуждение). А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию. Ребята, а сейчас вы подумаете и скажите такие слова своим родителям, чтобы им скорее захотелось к нам прийти.
— Подведение итогов собрания.
Участники высказывают свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.
Примерный вариант решения собрания.
1. Создать условия для развития познавательных интересов
2. Организовать в группе клуб «Юный исследователь».
3. Составить план совместных мероприятий, повышающих познавательную активность детей.
4. Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на детские вопросы».
5. Пополнить предметно-развивающую среду группы играми, развивающего характера, различными материалами и оборудование в центр экспериментирования.
Приложение 1.1
Анкета для родителей «Познавательные интересы». Цель: Определить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. Методы исследования: наблюдения за своим ребенком в различных видах деятельности.
1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите ответы ребенка и ваши ответы на них.
2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, теле и радиопередачи, собственные наблюдения?
4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?
6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество(игры, рассказы, рисунки, конструирование и т.д).
7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельностью, пытается ли преодолеть различные трудности?
8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики движений по проявлению интереса к предмету и явлению?
9. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересов ребенка?
11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
Приложение 1.2
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы».
1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детские вопросы, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
5. В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.
6. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Приложение 1.3
«Вопросы острого блюда».
1. Самый интересный, на ваш взгляд, вопрос ребенка и ваш ответ на него.
2. Какое значение в развитии любознательности имеют прогулки, наблюдения, экскурсии?
3. Как загадки развивают любознательность?
4. Как вы относитесь к тому, что ребенку насильно прививается интерес к чему либо (кружки, секции)?
Приложение 1.4
Обращение к родителям.
Дорогие родители! Мы юные исследователи, хотим с вашей помощью больше знать и уметь. Надеемся на интересную встречу с вами. Вы нам можете помочь в следующем
— Обогатить центр экспериментирования различным материалом и оборудованиям для познания окружающего мира.
— Показать фокусы
— Организовать экскурсию.
— Провести мастер-класс, опыт, эксперимент.
— Провести час загадок и отгадок.
— Рассказать о своей профессии.
— И много-много интересного.
Приложение 2 Познавательно-игровое мероприятие «Путешествие Почемучек».
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Родители и дети — две команды. Ведущий представляет участников, объясняет правила викторины.
2. Викторина
Задание 1 «Придумайте загадку». На каждый стол кладется чудесная коробка с игрушечными животными, растениями и пр. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звездах и т.д, чтобы дети могли их отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный — дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например, белые лепестки, желтая серединка, листики похожи на укроп. Невербальный — изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
Задание 2 Игровое упражнение «Как вести себя в природе». Детям предлагается из ряда табличек-рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе.
Задание 3 «Придумайте напоминающие знаки». Родителям предлагаются на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которым нужно сделать черно-белый набросок знака, напоминающее то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.
Задание 4 «Животный мир планеты». Детям предлагаются коробки с пазлами «Животный мир планеты». Необходимо быстро собрать сюжетные картинки и составить небольшие рассказы о животных. К каждой команде детей подключается взрослый.
Задание 5 «Рассели животных». На каждом столе размещается один из макетов природных зон Земли: «Пустыня», «Тундра», «Антарктида», » Горы», » Лес«. Родители выбирают из предметных игрушек —животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне, и комментируют свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство — ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями: «Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?».
Задание 6 «Логика в картинках». По очереди для сидящих за каждым из столов демонстрируются слайд — фильмы с заданиями:
1. «Расположите по росту» — от самого низкого до самого высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, человек, слон, жираф и т.д
2. «Чья тень?». Художник нарисовал только тень животных. Угадайте, каких(конь, ослик, кролик, свинья ,кошка с мышкой, собака). Предложить детям вырезать силуэты этих животных, на месте бумаги с проекции слайда.
3. «Помогите вернуть хвосты животным». На слайде у акулы — хвост лисы, у павлина — золотой рыбки, у рыбки — ящерицы, у лисы — скорпиона, у петуха — акулы, у скорпиона — павлина.
4. «Кто где живет?». Определите, где чей домик: пчела — в соты, паук — в паутину, птица — в гнездо, лиса — в нору и т. д.
5. «Кто лишний?». На слайдах — животные джунглей и севера.
«Найди насекомое». Цель задания — первое знакомство с классификацией животных. Показываются слайды с изображением, например: фламинго, хамелеона, головастика, кузнечика, краба, лягушки. Нужно выбрать и назвать насекомое, затем птицу и т. д.
3. Заключительный этап.
Заканчивается викторина чтением стихотворения и исполнением песни «Дом под крышей голубой……» (В. Орлов).
Приложение 3
Материал для педагогического всеобуча «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Наиболее эффективные методы.
1. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираюсь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.
Представьте себе, что дети рассматривают картину, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне стоящего дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соотвеиствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:
— Зачем строителю мастерок, который он держит в руке;
— Почему подъемный кран такой высокий;
— Зачем нужно строить такой большой дом;
— Кого может порадовать работа строителя и т. д.
Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущности явлений, приучатся выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
2. Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнить человека и животное ( чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игру, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.
При использовании этого важного методического приема взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
3. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки — все это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет.
Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.
Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; чтобы рассказать о себе.
Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т. д.
4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план — карту. Это может быть план — карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии».
В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.
Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.
5. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.
Однако, к сожалению, на занятиях в детском саду дети вопросов воспитателю, как правило, не задают. Почему? Дело, очевидно, в сложившихся стереотипах — на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. В этом случае педагог работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадает интерес к занятиям. Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль ребят, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников , боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности.
Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребенком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей.
Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. В данном случае — кошки с котятами. Традиционный вопрос «кто изображен на картине?» уместен для детей младшего дошкольного возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются в виду такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка — нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»
Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
6. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
7. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств, является повторение.
8. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Автор: Гараева Кристина Талгатовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 97
Месторасположение: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Дата изменения: 20.03.2015
Дата публикации: 20.03.2015