Ваш «исключительный» ребенок (материалы лекций для родителей)

 

Каждому ребёнку с детства нужен свой взрослый, который будет другом в этом мире и поможет раскрыть его тайны. Первый социальный опыт каждый из нас приобрёл в семье, благодаря родителям или тем, кто всегда был рядом, кому было важно наше будущее.

Родители, воспитывая своих детей, «питают» их ценностями, знаниями, любовью. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив. Счастье родителей – это некий индикатор счастливости их детей. Замечено, что одаренный – это не всегда счастливый и успешный ребенок. Более того, некоторые одаренные дети оказываются в числе неуспевающих детей в школе, то есть попадают в определение «трудный» ребенок. Поэтому в данной статье я заменила слово «одаренный» на слово «исключительный».

Исключительный ребенок – это не просто носитель талантов, а прежде всего человек со своими достоинствами и недостатками.

Некоторые психологи считают, что при благоприятных условиях любого ребенка можно развить как одаренного, другие же подчеркивают уникальность одаренности. В учреждении дополнительного образования мы чаще сталкиваемся со специальной одаренностью. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (спорт, музыка, живопись и др.). Она связана с общей одаренностью.

Пока ребенок растет и развивается, пространство вокруг него должно наполняться разнообразной деятельностью. Ребенок должен попробовать себя в разнообразных направлениях деятельности, развивая свои способности. Так, в учреждении дополнительного образования занятия выстроены с учетом интересов и самостоятельных проб детей, а каждый педагог старается создать «зону успеха» для каждого ребенка. Здесь каждый ребенок предъявляет затем свои результаты деятельности на выставках, концертах, спектаклях, через проектную и исследовательскую деятельность.

Одно из главных направлений работы учреждения дополнительного образования — создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Примерный алгоритм развития ребенка, через деятельность

Интерес (могу ли?) Действия Успех Похвала

Психолог М. Литвак пишет о том, что в творческой деятельности, деятельности по интересу рождается радость, успех. Это две положительные эмоции — радость и интерес — способствуют развитию интеллекта ребенка. Если у ребенка нет положительных эмоций, то в его развитии могут появиться зависимости — мобильные, компьютерные, в зависимости от возраста. Интеллектуальная активность ребенка всегда должна поддерживаться интересом, который играет важную роль в развитии творчества. Самостоятельные действия ребенка являются очень значимыми. Теоретические знания, которые не перешли в практику, не будут эффективными. Когда ребенок учится действовать самостоятельно, он понимает, зачем это делает (рисует, читает, играет, размышляет), тогда и идет процесс развития. Стимулом к развитию ребенка является адекватно-завышенная оценка действий ребенка (то есть создание ситуации успеха).

Уважаемые родители, никогда не забывайте, что перед вами ребенок, который учится жить и взаимодействовать с миром. Как вы его этому научите, зависит от вас. Учитывайте особенности мальчиков и девочек — дочерей и сыновей. Если вы хотите взрастить и воспитать гармоничную личность, вам необходимо учитывать все особенности своих детей.

Воспитывая и развивая детей, нужно помнить:

  1. Любой ребенок имеет внутренний потенциал, ему необходимо помочь найти свои успехи.
  2. Ребенок, не реализовавший себя через интересы и действия (деятельность), может стать девиантным (то есть проявлять отклоняющееся от нормы поведение или зависимости).
  3. Адекватно-завышенная оценка деятельности ребенка, создание ситуации успеха способствует развитию внутреннего потенциала ребенка.

Помните: каждый ребенок необычен, нужно ему только немножко помочь развить свои способности. Желаю успехов!

Возрастные (сенситивные) периоды и виды способностей, которые можно сформировать

Большинство исследователей в области детской психологии развития, подчеркивают, что дошкольный и младший школьный возраст являются самым восприимчивым и сенситивным для развития качественных новообразований, в том числе и способностей, от которых зависит успешность взрослого человека (Приложение 1).

С. Рубинштейн в своих трудах «Основы общей психологии» говорит, что способности проявляются по разному и в разных возрастных этапах:

№ п\пВид способностейВозраст ребенка
1Музыкальные способности (творческая, художественная одаренность)С 3-4-5-8 лет
2Самостоятельное творчество (любой вид одаренности, где показатель выше среднего уровня)К 12-13 годам
3Художественные способности (творческая, художественная одаренность)Около 14 лет
4Интеллектуальные способности в области

— технического изобретательства

— математические способности

После 20 лет

До 20 лет

Список литературы

  1. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» — М; 1998 г
  2. Гариен М «Мальчики и девочки учатся по-разному» Руководство для педаго гов и родителей: Пер с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2004 г.
  3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  4. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции »Человек в системе общенаучных отношений». — М., 1991. — С.149-159.
  5. Монина Г.Б., Рузина М.С. «Ох уж эти одаренные дети. Талан и синдром дифицита внимания: двойная исключительность». – СПб.:Речь; М.: Сфера, 2010 – 128 с.
  6. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376с.
  7. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс — минус. — 2000. — № 3. — С. 58-65.
  8. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243-264.
  9. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.: Знание, 1986. — 80 с.

Приложение 1.

Рекомендации родителям при воспитании в детях творческих склонностей по возрастным особенностям.

Родители могут помочь детям расширить спектр их интересов, учитывая возрастные особенности.

В возрасте (0-3 года) высокая чувствительность к новизне ситуаций. В этот период необходимо наполнять пространство ребенка разнообразными красками, предметами, игрушками. До 3 лет у ребенка развивается речь, мышление и словарный запас. Чем больше у него запоминается образов и предметов, тем шире и активнее развивается мышление. В этом возрасте нужно читать сказки, стихи, показывать картинки ребенку, чтобы ребенок понимал соответствие картинок и названий. Например, стишок про слона, показываем картинку слона. Так же необходимо развивать мелкую моторику занимаясь с ребенком лепкой из пластилина (жгутиков, колбасок, шариков, блинчиков), игры с песком, рисом, гречкой, водой.

В возрасте дошкольного детства (3-7 лет) ребенок легко запоминает новый интересующий его материал. Интересы реализуются в области искусства, особенно в музыке. Родители могут приучать ребенка слушать классическую музыку. Играть в игры «Запомни предметы». Например, игрушки кладутся на стол, ребенок их запоминает, затем ребенок отворачивается и игрушку убирают. Он должен вспомнить какой игрушки не хватает. Задания усложняются по мере необходимости Необходимо регулярно провоцировать внимательность ребенка. Например, ненавязчиво задавать вопросы: А ты не помнишь, какого цвета радуга? Сколько ступенек на лестничной площадке? Такие вопросы побуждают у ребенка интерес. Он с внутренними установками и вниманием будет запоминать обстановку.

В возрасте (7 — 11 лет) ребенок чувствителен в области изобразительного искусства. Поэтому опыт рисования и занятия декоративно прикладным творчеством пойдут на пользу, развивая у ребенка кругозор и умения делать что-то самостоятельно (рисовать, лепить, вышивать, конструировать). Младший школьный возраст играет особую роль в развитии личности ребенка. К 11 годам заканчивается формироваться самооценка ребенка, и через продукты своей самостоятельной деятельности он оценивает себя. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.

К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения.

Способные дети часто не распознаются взрослыми, так как оценивается, прежде всего, успеваемость и успешность обучения в школе.

Достижения в области науки проявляются значительно позже (12 — 15 лет). Подростковый период — особый период в развитии личности.

Подросток начинает отдаляться от взрослых, при этом ожидая понимания своих стремлений и желаний, поддержки и доверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ним. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.

Одаренные дети часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Одаренный ребенок быстрее взрослеет, раньше формируется как личность, и в среде сверстников он отличается благодаря присутствию определенных личностных качеств и свойств.

С сфере способностей главенствующую роль занимает школа, школьные исследовательские проекты. Чтение литературы. Развивается мышление, самосознание, формируется «Я – концепция» (представление ребенка о себе). Родителям необходимо поддерживать ребенка в любых начинаниях и пробах.

Приложение 2.

Советы родителям в воспитании ребенка

(Джон Гауэн, исследователь детской одаренности).

В любом возрасте необходимо окунать ребенка в разнообразную среду, чтобы он впитывал новые умения, пробовал самостоятельно действовать.

— создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями;

— поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;

— будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка;

— оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;

— создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек не способен достичь высот самовыражения;

— помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе;

— постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт;

— помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;

— постарайтесь найти своему чаду «компаньона» такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.

Приложение 3.

Родителю и педагогу необходимо учитывать тот факт, что мозг у мальчиков и у девочек работает по-разному:

По-разному осмысливают различные ситуации. Давая задания мальчику, включить момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать, что и как делать. А девочке наоборот необходимо заранее рассказать, что нужно сделать, тогда девочка постепенно научиться работать самостоятельно. Мальчикам необходимо не только рассказывать, но и показывать, то чему вы хотите его научить. Ругать и воспитывать детей тоже необходимо по-разному. Девочки капризничают из-за усталости (истощение правого полушария мозга «эмоционального»). Мальчики истощаются интеллектуально (снижается активность левого полушария мозга «рационально-логического»). В любом случае ругая ребенка, сначала разберитесь, в чем ошибка. Излагайте кратко, чем вы недовольны, т.к. дети не могут долго удерживать эмоциональное напряжение и их мозг, как бы отключает слуховой канал. Ребенок перестает вас слушать и слышать.

Данные индивидуальные особенности детей присуще не только одаренным детям, они свойственны для всех детей.

Мальчики Действие Девочки
Воспринимают и перерабатывают информацию поэтапно, пошагово. Учитывают только прямолинейные связиВоспринимают информациюОдновременно воспринимают, анализируют всю доступную информацию. Просчитывают множество вариантов развития ситуации.
Запоминают объекты и их формуЗапоминаниеЗапоминают людей, лица, цвета.
Средство скупой передачи фактов. Говорят короткими односложными предложениями, высказывая одну четкую мысль. За речь отвечает левое полушарие.РечьВысокая потребность много говорить и одновременно выполнять другие задачи. За речь отвечают две области во фронтальной части левого полушария и в правом.
Информация сортируется и складывается в некий «архив». До момента когда эта информация потребуется мальчик о ней забывает.Хранение информации, запоминаниеИнформация постоянно прокручивается в голове. Чтобы перестать о ней думай девочке нужно о ней рассказать, тогда ее мозг отдохнет.
Мальчик мысленно видит местность в трехмерном измерении и свободно прокладывает себе дорогу в нужном направлении. В правом полушарии мозге есть специальная область отвечающая за ориентацию в пространстве.Ориентация в пространствеОбласти в головном мозге отвечающей за ориентацию в пространстве нет. Девочки плохо ориентируются на местности. Запоминают пространство по мелким приметам, если их убрать, то девочка заблудиться.
Концентрируется только на одном деле полностью, с трудом отвлекается и переключается. Способен выполнять только одну задач: слушать, говорить, думать, делать.КонцентрацияОдновременно выполняет много действий (слушает, говорит, делает, думает). Разные отделы мозга работают параллельно. Но не на одном из действий девочка полностью не концентрируется, поэтому девочки более рассеянные.

Приложение 4.

Анкета способностей вашего ребенка (для родителей и педагогов)

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, педагог и родитель может увидеть, какими из них обладает ребенок в большей или меньшей степени. Ниже перечислены восемь областей, в которых ученик может проявить свои таланты.

Как работать с анкетой

Необходимо дать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):

  • 5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
  • 4 балла – выражено выше среднего;
  • 3 балла – выражено средне;
  • 2 балла – слабо выражено;
  • 1 балл – совсем не выражено.

Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области.

Попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей ребенка.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь учителю и родителям при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка.

Литературные способности

  1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
  4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
  5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.
  6. Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  7. Любит писать рассказы и стихи.
  8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

Способности к занятию научной работой

  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
  3. Обладает хорошей способностью к усвоению абстрактных понятий, установлению обобщений.
  4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  5. Интересуется актерской игрой.
  6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
  8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
  9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  10. Проводит много времени за созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
  11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

Музыкальные способности

  1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
  2. Хорошо поет.
  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает чувства, свое настроение.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Способности к спорту

  1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
  2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  4. Бегает быстрее всех в классе.
  5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
  6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.

Технические способности

  1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  5. Разбирается в «капризах механизмов», любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».
  6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

Интеллектуальные способности

  1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
  2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
  3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
  4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
  6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
  9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
  10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
  11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
  13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
  15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

Артистические способности

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
  2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
  3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
  6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

Художественные способности

  1. На его рисунках и картинах – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
  6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
  8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

Приложение 6.

Тип способностей, который может проявляться у Вашего ребенка

1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.

2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.

3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Скачать — Ваш «исключительный» ребенок (материалы лекций для родителей)

Автор: Касицина Наталья Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
Месторасположение: гп Северо-Енисейский Красноярский край

Дата изменения: 28.05.2018
Дата публикации: 28.05.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *