В игре участвуют две команды, у каждой команды свое название и девиз. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Викторина», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев).
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей викторины! Главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Иван Сергеевич Тургеньев посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Ведущий. В сегодняшней игре, посвященной русскому языку, участвуют две команды, у каждой команды свое название и девиз. Выбраны заранее капитаны команд,
— Итак, приглашаются к игровым столам команды: «Знатоки» и «Умники».
Игра состоит из 10 вопросов, 1-й бой (5 вопросов), игра со зрителями, 2-й бой (5 вопросов)
Правила игры.
- На обсуждение вопроса дается одна минута.
- До истечения этого времени команда должна найти ответ и поднять руку.
- Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
- Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения.
- За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы первого боя
Назовите твердые согласные в скороговорке.
Летели лебеди с лебедятами. (с,т)
Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово.
- жыил (лыжи);
- ански (санки);
- кьионк (коньки);
- нолс (слон).
Вам даны слова. Определите род имен существительных.
- мебель (ж.р.);
- кофе (м.р.);
- тюль (м.р.);
- такси (ср.р.);
- рояль (м.р.), концертный рояль;
- хрусталь (м.р.), горный хрусталь;
- кенгуру (м.р.);
- какао (ср.р.).
Измените по лицам и числам глагол хотеть. (Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Хотеть и бежать разноспрягаемые глаголы.
Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились.
- Дог (код);
- Кот (ток);
- Муж (шум).
Итог 1 боя
Игра со зрителями
Разгадайте ребусы: вата, оса, панамка, Вова, портфель
Вопрос-шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п – стоп.)
Вопросы второго боя
Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их.
Из … вон плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло. … об … .
Какие слова можно составить из букв слова грамотей?
(Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том и т. д.)
Разберите однокоренные слова по составу.
Поездка, подснежники, поездить, подводник, проездной.
Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации?
Май месяц,
Два рубля денег.
(Месяц, денег.)
Попробуйте разобрать, что было написано.
Рыбу нё скотина крыше съел.
(Рыб унёс кот и на крыше съел.)
(Рыбу нёс кот и на крыше съел)
Итог 2 боя
Подведение итогов
Ведущий. Ребята, вы замечательно играли. Дружно отвечали на вопросы. В заключении хочу сказать, гордитесь и любите свой родной русский язык. Ведь это язык Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, на русском языке говорят миллионы людей на земле. А еще берегите его, учитесь писать грамотно и старайтесь говорить правильно.
Ведущий награждает победителей. Звучит песня «Говорим на русском языке»
Автор: Стамбольцян Светлана Карушевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ГБОУ Школа №281
Месторасположение: г. Москва, улица Радужная, дом 7
Дата изменения: 13.10.2019
Дата публикации: 13.10.2019