Использование современных педагогических технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы

Название: «Использование современных педагогических технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Логопеду, Подготовительная группа детского сада
Автор: Ламонина Ольга Григорьевна
Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «ДС № 59 «Золушка»
Месторасположение: Красноярский край г.Норильск ул.Московская, 29

 

«Использование современных педагогических технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы»

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии, характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее. Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на: коррекцию речевых нарушений дошкольников, формирование предпосылок к учебной деятельности, формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Изучив лексические темы я задумалась о том, как доступно и результативно преподнести детям ту или иную тему. Какие современные педагогические технологии применить для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, творческой активности, воспитания нравственности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий относятся здоровьесберегающие технологии, технологии проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии и многие другие.

В связи с этим возникла идея о создании агитбригады, где дети в игровой форме сами смогут рассказать и закрепить знания о новом материале.

Агитбригада — кратковременное музыкально-речевое выступление детей, соответствующее определенной тематике, по многим критериям она соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Во-первых, агитбригада — это кратковременное насыщенное выступление детей длительностью 10-20 минут. Именно в течение данного времени дети способны быть внимательными к предлагаемому материалу, так как произвольная сфера у дошкольников только формируется.

Во-вторых, за короткий временной промежуток в непроизвольной, игровой форме детям предлагается вспомнить и обобщить полученные в течение года знания.

В-третьих, это динамичный, музыкальный красочный мини-праздник для ребят. Учитывая физиологический аспект, на сцене происходит частая и быстрая смена видов деятельности: после песни — танец, затем стихи, инсценировка, перестроение, смена музыки и т. д.

Хочется отметить немаловажный факт – в момент просмотра у детей формируются положительные эмоции (радость, восторг, удивление), что способствует лучшему запоминанию увиденного и услышанного, развитию эмоциональной сферы воспитанников.

Интерес вызывает у детей и то, что в агитбригаде участвуют только их сверстники, ребята подготовительной группы.

В свою очередь «артисты» в процессе подготовки своего выступления получают музыкальное, познавательно-речевое, эмоциональное развитие, а также личностное. Ребята гордятся собой, чувствуют ответственность, поэтому очень стараются и переживают. Результат своего труда члены дружного коллектива агитбригады могут увидеть сразу в глазах своих зрителей, в их реакциях, в их рукоплесканиях. Как правило, выступление агитбригады является беспроигрышным вариантом для тех, кто хотел бы получить так необходимую в работе с детьми ситуацию успеха

Для педагогического коллектива агитбригада – не только творческая площадка, но и своеобразная модель сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя, предполагает, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Целью проведения такой работы являются: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.

Материал для произношения и проговаривания текста подбирает учитель-логопед, а музыкальные композиции и ритмические движения составляет музыкальный руководитель с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух, двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Однако добиться положительного результата невозможно без помощи воспитателей, таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы воспитателей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения. Неоспорима важность привлечения воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалистам и ускоряет успехи ребенка. Что соответствует одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта — обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Коррекционно-развивающая работа построена на основе лексических тем, с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет.

При написании сценария, сочинении текстов тематических песен, придумывании танцевальных композиций я как учитель-логопед, прежде всего, перед собой ставила следующие цели:

— коррекция речевых нарушений дошкольников;

— формирование предпосылок к учебной деятельности;

— формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

В основе любого выступления лежит сценарий при создании, которого используются разнообразные жанры.

Прежде, чем приступить к написанию сценария, перед творческой группой возникает три ключевых вопроса выступления: «Кто? Кому? Зачем?» Затем определяется проблематика агитации. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим и главное лаконичным.

Одно из первых выступлений агитбригады было посвящено миру профессий, где дети в игровой форме рассказали о профессиях своих родителей. И по пожеланиям детей была определена тематика следующего выступления «Транспорт, правила дорожного движения»

Эту тему мы сочли актуальной, так как причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Случается это из-за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными. Как показывает статистика, четвертая часть от общего количества ДТП с участием юных участников дорожного движения относится к детям дошкольного возраста.

Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров

Учитывая то, что участники агитбригады имеют различные речевые нарушения и посещают логопункт ДОУ я как учитель-логопед решала следующие задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

— уточнение, расширение словаря, активизация словаря (город, улица, светофор, дорога, переход, пешеход, тротуар, дома, транспорт, скамейка, фонтан, здание; пешеходный, городской; стоим, идём, шагаем, едем, смотрим, слушаем; назначение светофора).

— закрепление названия дорожных знаков, их значение (предупреждающие, предписывающие, запрещающие);

— закрепление согласования прилагательных с существительными;

— закрепление употребления предлогов, умение образовывать новую форму глагола с помощью приставок (от-, под-, пере-, об-);

— закрепление в речи детей слов: пассажир, транспорт, светофор, жезл, пешеходный, соблюдать, следить;

— закрепление образования существительных путем сложения основ (пешеход, светофор)

2. коррекционно-развивающие:

— развитие навыков звукобуквенного анализа;

— формирование слоговой структуры слова (автомобилист, мотоциклист, велосипедист, пешеходы, тротуар, транспорт, автослесарь, регулировщик, указатель);

— образование существительные во множественном числе;

— образование синонимов, антонимов;

— развитие связной речи;

— зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков;

— развитие координации с движением, общей и мелкой моторики;

3. коррекционно-воспитательные:

— формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

После определения тематики появились действующие лица: Светофорик, Вреднуля, Шапокляк.

Программа агитбригады носит характер обозрения, поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов, так возник эпизод с Вреднулей и Шапокляк.

Стремились к тому, чтобы каждый эпизод был законченным, а действие продвигалось к кульминации: в данном сюжете- это победа в викторине.

Актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, перевоплощаться в яркий характерный персонаж.

Изготовлением атрибутов занимались всем коллективом — пошивом костюмов, оформлением зала и получили огромное удовольствие от результатов своей работы.

Учитывая возрастные особенности психического развития дошкольников, для активизации восприятия, в агитбригаде использовали яркие тематические костюмы (цвета светофора, знаков, сотрудников ГИБДД и другие). Обязательно использовали атрибуты, в руках выступающих дорожные знаки, разноцветные картонные круги, жезлы сотрудников ГИБДД, мячи и т. д.

Тематический подход, используемый в этой работе обеспечил концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала послужило также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работали в рамках одной лексической темы.

В результате такой работы совместно были разработаны картотеки игр, дыхательных упражнений, чистоговорок и скроговорок, картотека упражнений «Речь с движением по лексическим темам», картотека физминуток. Наработанный материал продуктивно используется не только при изучении лексических тем, но и при разработке новых сценариев и мероприятий.

Составлен сборник сценариев с учетом лексических тем.

Проанализировав проведенную работу я сделала следующие выводы, что формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы, используя эффективную форму работы.

После проведенной работы я выявила ключевые моменты:

— дети проявляют интерес к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, творческой активности, воспитания нравственности;

— ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний т.к. агтбригада является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью;

— такой вид деятельности практически сводит на нет пассивность ребенка;

А занимательный сюжет выступления агитбригады, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру. Игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

В процессе своей работы, я убедилась, что творчески варьируя, систематически и целенаправленно используя на практике различные технологии обучения, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Так же преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Список литературы:

  1. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.,1981 г.
  2. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников. / Дефектология № 3, 1995 г.
  3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – М., 2004г.
  4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988г.
  5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.- Минск, 2002.
  6. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва: Просвещение, 2001.
  7. 3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. — М: Просвещение, 1998г.
  8. Г. Демыкиной. Песенка дорожных знаков. — Сборник стихов.

Дата изменения: 10.05.2017
Дата публикации: 10.05.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *