Занятие логопеда. Театрально-игровая деятельность и речевые нарушения

Занятие логопеда. Театрально-игровая деятельность, как средство коррекции речевых нарушений и развитие творческих способностей.

Введение.

« Для детей дошкольников,
страдающих различными нарушениями речи,
игровая деятельность сохраняет свое значение и роль,
как необходимое условие всестороннего
развития их личности и интеллекта»

Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения – это повышение эффективности коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, компонентами которого являются недостаточный уровень развития словарного запаса, несформированность фонематического слуха, грамматических категорий, навыков связной речи и, как следствие, — низкая речевая активность ребенка.

По мнению Л. С. Выготского, ограниченные речевые возможности ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей.

Современные методики в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Одним из главных методических средств для решения комплекса психокоррекционных задач нами была выбрана театрализованная деятельность.

Учитывая, что коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую, предметом исследования мы определили развитие речевых, коммуникативных навыков детей с нарушениями речи в играх-драматизациях (театрализованной деятельности).

Л. С. Выготский рассматривал игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни самих детей.

Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические преобразования, присущие каждому конкретному возрасту.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Но игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии.

Специфика игровой театрализованной деятельности у дошкольников с нарушением речи.

Нарушение речи — это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов в речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, расстройство речи представляет собой нарушение вербальной коммуникации. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушения адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формирование личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей с красивой правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому логопедическое воздействие на речь нужно начинать как можно раньше, именно с игровой деятельности. Исходя из этого, я приняла решение связать логопедическую работу с привлечением театрализованной деятельности, игр, театральных средств, атрибутов и их элементов.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятияхсоздание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.
  • Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Я считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — оптимальным решением. Сам термин “оптимизация” имеет значение:

“ОПТИМИЗАЦИЯ — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных”.

Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога). Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков мы стали использовать театрализованную деятельность. Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Театрализованная деятельность в логопедической группе.

В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка — это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т.к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг — ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы:

(привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  • Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей — обязательно считаясь с личными пожеланиями.
  • Обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья).
  • Разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  • Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  • Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению ( под бубен выходит петух, а под колокольчик — коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).
  • Репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент — общая игра-драматизация).

Направления:

  • Физкультурный руководитель — физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
  • Музыкальный руководитель — работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
  • Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением- это ведь как спектакль в миниатюре)

И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:

  • Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний).
  • Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте).

Коррекционно-развивающие игры на:

  • развитие памяти с расширением словарного запаса — “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки — припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам;
  • слуховое восприятие — “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;
  • логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);
  • ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух — …”;
  • грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
  • звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”) ;
  • воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво ….”, “капельки росы сверкают на солнце, как….”;
  • развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней);
  • лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря);
  • упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку»;
  • театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”);
  • игры-драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).

Для детей это, прежде всего игра. И, если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

Сказки подбираются по количеству участников с учетом структуры дефекта. Очень часто вводим в знакомые сказки новых героев, обеспечивая вовлечение большего количества детей. Иногда по мотивам хорошо знакомых сказок «сочиняем» свои.

Умелое использование театрализованных игр на этапе автоматизации звуков позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

Для работы с детьми по данной проблеме был создан план, при составлении которого использовала знания психолого- педагогического характера, возрастные особенности дошкольников. В планировании использовала принцип усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала. Результаты показывают, что проводимая коррекционно- развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволило проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимодействие в коллективе.

Создание предметно-развивающей среды как фактора управления качеством условий логопедической работы в детском саду.

Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду — это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию. У нас функционирует уголок театральной деятельности. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного театра. На занятиях ведется использование пальчиковых игр. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды кабинета учителя-логопеда. Для создания коррекционно-развивающего пространства необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

На логопедических занятиях используется следующее оборудование:

  • настольная и напольная ширмы;
  • декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
  • плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки
  • персонажей сказок;
  • рукавички с изображением мордочек животных;
  • наборы кукол для пальчикового театра;
  • маски и костюмы персонажей сказок;
  • игрушечные персонажи.

Мой кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для индивидуальных занятий с детьми. Подгрупповые занятия проводятся в помещении группы.

На индивидуальных занятиях я провожу логопедический массаж лица, губ, языка, артикуляционную гимнастику, коррекцию звукопроизношения с включением театральных игр.

В логопедическом кабинете (в игровой зоне) дети играют в игры с вертушками, дуют на различные легкие предметы: перышки, ватные шарики, листочки, свистульки; надувают воздушные шарики. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков. Для развития мелкой моторики рук собирают бусы, мозаики, пазлы, играют с кубиками, пирамидками, шнуровками.

Взаимодействие с детьми и педагогами.

Технология взаимодействия с детьми предполагает как подгрупповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Подгрупповые формы организации работы.

Содержание подгрупповых занятий нацелено на развитие связной (монологической и диалогической) речи детей. Для решения этой задачи мною предусмотрена работа по расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, практическому овладению формами словоизменения и способами словообразования Театрализованным занятиям, включающим игры, практические задания предшествует, предварительная работа с детьми, где предусмотрено разучивание стихов, движений, рассматривание картин, наблюдения, посещение кукольного театра, проводимое мною совместно с сотрудниками учреждения в начале учебного года – беседы, практическое знакомство с правилами поведения в театре, театральным искусством, актерской работой.

Индивидуальные формы организации работы.

Одной из индивидуальных форм организации взаимодействия с детьми является мониторинг речевого развития детей, который осуществляется 3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года).

Результаты, полученные в процессе диагностики всех структурных компонентов речи, заносятся в речевые карты на каждого ребенка.

На индивидуальных занятиях мною проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, постановке, автоматизации и дифференциации звуков, постановке речевого дыхания, развитию
фонематических процессов, а также работа с детьми над ролью с целью вживания в роль (над выразительностью речи, движениями, созданием образа героя).

Для коррекции выявленных недостатков речи разработала специальный комплекс игровых упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид деятельности. В комплекс вошли такие коррекционо-развивающие упражнения:

  1. «Недоверчивая кукла»- обучает комментировать свои игровые действия, совершенствует навыки действий.
  2. «Что дальше» — развитие способности к сюжетосложению. Это оказывает положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушения часто бывают несовершенными.
  3. «Что на кого похоже?» — формирование способности к использованию в игре предметов- заменителей.
  4. «Мостики» — развитие способности к коммуникации с партнером в процессе игры, формирование чувства ответственности, симпатии в игре, развитие воображения.

Представленные мною игровые упражнения в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, показали, что они не только доступны таким дошкольникам, но и вызывают интерес. Поэтому детей с нарушениями речи, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, чтобы способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствовать фонетический и грамматический строй, обогащать словарный запас.

Успешность и результативность работы по коррекции речи детей зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов дошкольного учреждения. В проведении занятий по театрализованной деятельности принимают активное участие воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, руководитель по изодеятельности. Особая заслуга принадлежит музыкальному руководителю в подборе музыкальных произведений и в предоставлении музыкальных инструментов; воспитателю – в постановке спектакля; руководителю по изодеятельности – в изготовлении декораций.

Результативность работы по использованию театрализованных игр в коррекции речевых и неречевых процессов у детей с речевыми нарушениями.

Опыт работы по данному направлению показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на развитие речевых способностей у детей. С целью определения речевых умений через
театрализованную деятельность использовала различные формы диагностики.

В процессе проведенной работы у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и стихи, и песни, и танцы.

Дети знают много стихов, сказок, умеют придумывать загадки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или предложенными им предметами. Таким образом, основная часть детей умеет общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или игре — драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на игры. Но есть в группе дети, которые боятся принимать участие в групповой деятельности. В таком случае необходимо использовать кукольный театр, театр игрушек, настольный театр и тогда ребенку будет легче преодолеть неуверенность.

Использование театрализованных игр как средства коррекции речевых и неречевых процессов у детей с речевой патологией оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, соображения, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы.

Наблюдается значительное повышение речевой активности, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение — побуждение, обращение — вопрос, обращение — сообщение); усвоение способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом мимики, жестов, использование их в практике общения; развитие диалогической связной речи.

К концу учебного года дети называют основные средства коррекции речи (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чтение стихов, выполнение домашних заданий), хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики, показывают пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героев мимическими и пантомимическими средствами, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями и разной силой голоса, выразительно читают наизусть стихотворный текст, четко произносят в разных темпах скороговорки, двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке, а также создают пластические импровизации под музыку различного характера.

Все вышесказанное свидетельствует об эффективности использования театрализованных игр в коррекции речевых и неречевых процессов у детей с речевыми нарушениями.

Заключение.

Над данной темой я работаю больше года. По диагностике уже можно увидеть некоторые результаты, а самый важный — уровень развития речи, уровень общей культуры. А для этого создала театрально- игровую среду, различные виды театра: настольный и пальчиковый, на фланелеграфе, ширмы, костюмы, маски. Проходит тесная работа с семьей (участие в совместных с детьми мероприятиях, праздников, разучивание текстов.) Только при правильном постоянном воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников являются эффективным средством коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ЗРР и может быть рекомендована в работе не только с детьми, имеющими отклонения, но и с детьми с нормативным развитием.

Список используемой литературы:

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
  4. Вельмискина Н.Я. Комплексные занятия по развитию речи, основанные на сюжетах знакомых сказок // Логопедия. 2007. №1. с.91.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
  7. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок // Логопедия. 2008. №4. с.32 – 42.
  8. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.
  9. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
  10. Жога Л.Н. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопедия. 2007. №4. с.46 – 75.
  11. Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопедия. 2008. №5. с.111 – 119.
  12. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание.
  13. Линчук Л.А. Театрально – игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопедия. 2007. №6. с.84 – 93.
  14. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.
  15. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Логопедия. 2006. №3. с.44 – 51.
  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
  17. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
  18. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
  19. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
  20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.
  21. Шильгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
  22. Шорохова О.А. Использование сказкотерапии в работе с младшими дошкольниками // Логопедия. 2006. №5. с.16 – 22.

Автор: Чалдина Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»
Месторасположение: Кемеровская область, город Юрга

Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 02.10.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *