Комплекс игровых упражнений на развитие фонематических процессов учащихся

Развитие фонематических процессов учащихся. Комплекс игровых упражнений.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект.

Известно, что при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга.

Именно эти раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. При речевых дефектах кинестетические ощущения присутствуют не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематических процессов.

Фонематическим слухом принято называть умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи.

Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Таким образом, у ребёнка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. А если эти нарушения не устранить, то в дальнейшем у ребёнка будут нарушения письма и чтения. А умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова — является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Д. Б. Эльконин доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Обследование учащихся 1-х классов в 2014-2015 учебном году выявило:

КлассОбследовано человекНарушения устной речиИз них фонематические нарушения
2586
2574
26105

Результаты обследования показывают, что процент фонематических нарушений составляет большую часть от всех нарушений устной речи первоклассников. Поэтому необходимо уделять особое внимание на логопедических занятиях, уроках развитию фонематических процессов у детей.

Проявления нарушений фонематического восприятия в устной речи, при чтении, на письме.

При логопедическом обследовании школьников нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:

  • в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д.);
  • неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу того, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей и учителей, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих);
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.

В помощь логопедам, учителям предлагаю комплекс игровых упражнений на развитие фонематических процессов (Приложение — презентация).

скачать файл презентации

Автор: Агаджанян Анна Викторовна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МАОУ СОШ № 28
Месторасположение: г. Сыктывкар, Республика Коми

Дата изменения: 27.06.2016
Дата публикации: 27.06.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *