Развитие фонематических процессов учащихся. Комплекс игровых упражнений.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект.
Известно, что при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга.
Именно эти раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. При речевых дефектах кинестетические ощущения присутствуют не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематических процессов.
Фонематическим слухом принято называть умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи.
Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.
Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Таким образом, у ребёнка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. А если эти нарушения не устранить, то в дальнейшем у ребёнка будут нарушения письма и чтения. А умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова — является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Д. Б. Эльконин доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Обследование учащихся 1-х классов в 2014-2015 учебном году выявило:
| Класс | Обследовано человек | Нарушения устной речи | Из них фонематические нарушения | 
| 1а | 25 | 8 | 6 | 
| 1б | 25 | 7 | 4 | 
| 1в | 26 | 10 | 5 | 
Результаты обследования показывают, что процент фонематических нарушений составляет большую часть от всех нарушений устной речи первоклассников. Поэтому необходимо уделять особое внимание на логопедических занятиях, уроках развитию фонематических процессов у детей.
Проявления нарушений фонематического восприятия в устной речи, при чтении, на письме.
При логопедическом обследовании школьников нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:
- в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т. д.);
 - неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 - невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
 
В силу того, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей и учителей, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма.
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
 - взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих);
 - побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
 - искажение слоговой структуры слов;
 - слишком медленный темп чтения;
 - нарушения понимания прочитанного.
 
К числу типичных недостатков письма относятся:
- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
 - пропуски гласных;
 - пропуски согласных в их стечении;
 - слияние слов на письме;
 - раздельное написание частей одного слова;
 - пропуски, перестановки слогов;
 - орфографические ошибки.
 
В помощь логопедам, учителям предлагаю комплекс игровых упражнений на развитие фонематических процессов (Приложение — презентация).
Автор: Агаджанян Анна Викторовна 
 Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
 Место работы: МАОУ СОШ № 28
 Месторасположение: г. Сыктывкар, Республика Коми
Дата изменения: 27.06.2016
Дата публикации: 27.06.2016