Автор: Щепетнова Елена Николаевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка»
Месторасположение: г. Старый Оскол, Белгородской область, Россия
Наверное, каждый из нас, хотя бы раз в жизни, но задавался вопросом: «Что влияет на поведение? Плохая наследственность или ошибки в воспитании?» Вопрос этот почти риторический. И для того чтобы ответить на него, надо постараться понять: когда и зачем мы задаем этот вопрос.
Когда? — ну, наверное, тогда, когда ребенок не делает того, что «должен делать», проявляя негативизм и упрямство. Когда ребенок, наоборот, делает то, что «не должен делать», ведя себя агрессивно и обманывая или же, когда ребенок ведет себя ну уж совсем непонятно для нас.
Зачем? — видимо, задаваясь этим вопросом, мы пытаемся найти способ разрешения какой-то проблемной ситуации. И нам необходимо четко осознавать, что, получив ответ на этот вопрос, мы должны будем принять меру своей ответственности а, самое главное, мы сможем найти возможность изменить ситуацию.
Так что же все-таки влияет на поведение? Решая этот вопрос в пользу наследственности, мы должны осознанно понимать (а значит и принимать), что в данном случае, мы можем только приспособиться к проблеме, так сказать, творчески подойти к ее решению. Решение же вопроса в пользу воспитания требует от нас занять более активную позицию в поисках способов решения и найти возможность исправить то, что мы «наделали». А чтобы в этом разобраться, нам нужно понять: что является наследственным, а что приобретенным? Ну, обо всем и по-порядку.
Для начала давайте попробуем выяснить, что такое темперамент, а что характер.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент — это то, что мы не можем изменить кардинальным образом ни в себе, ни в других. В основе темперамента лежат врожденные и генетически заложенные типы нервной системы, характеризующиеся основными свойствами. Наш соотечественник физиолог академик И.П. Павлов выделил три основных свойства:
· сила: (нервная система может быть сильной — и, наоборот, слабой);
· подвижность (нервная система может быть подвижной — и, наоборот, инертной);
· уравновешенность (процессы возбуждения и торможения в нервной системе могут быть уравновешенными и неуравновешенными).
Итак, мы попытались разобраться в вопросах наследственности и воспитания, хотя эта тема достаточно обширная и требует более глубокого изучения, тем не менее, первый шаг сделан и представления получены, а посему, решение вопроса в пользу наследственности или воспитания будет зависеть от тех проявлений, которые наблюдаются у ребенка. Дальнейшее будет зависеть от нас, взрослых — что делать и как…
…И несколько фраз в завершение. «Идеальных родителей нет. Никто… не может вырастить идеального ребенка. Так уж устроен человек. Но мы можем получать большее удовольствие от себя и своих детей, если попытаемся научиться понимать себя и свои поступки«.[5]
[1] Гарбузов В.И. «Нервные дети: Советы врача». — Л.: Медицины, 1990. — с.176.
[2] Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
[3] Раттер М. «Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987. — с.212-213.
[4] Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации у подростков». — Л.: Медицина, 1983. — с.193.
[5] Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»/Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1990. — с.21.
Автор: Щепетнова Елена Николаевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка»
Месторасположение: г. Старый Оскол, Белгородской область, Россия
Дата изменения: 09.01.2016
Дата публикации: 23.05.2014