Зимний праздник «Север – край суровый»

Авторы: Савинич Людмила Александровна, Воробьева Вера Николаевна
Воспитатели МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 72
город Апатиты, Мурманская область, Россия

Движение — здоровье!

Вот вам простой секрет.

Болезням — нет!

Нет — лени! Нет невзгодам!

И жить нам северянам

до ста лет!

Наше Кольское Заполярье по природно-климатическим условиям не имеет аналогов в мире. Его особенности требуют серьезного подхода к проблемам организации жизни, сохранения и укрепления здоровья детей. В нашем Дошкольном учреждении имеется перспективное планирование с учетом регионального компонента по возрастам, которое разработано и составлено доцентом кафедры дошкольного и начального образования, заслуженным учителем Российской Федерации В. М. Кузнецовой. Региональные особенности Кольского Севера воздействуют на организм ребенка, повышают напряжение механизмов адаптации. Следствием этого является большое количество детей в состоянии предболезни. Поэтому для организации физкультурно-оздоровительной работы мы следуем следующим принципам:

*Обеспечение физического и психического благополучия каждого воспитанника.

* Разумное сочетание двигательной активности с учебным процессом

* Адекватность физических нагрузок, полу ребенка, биологической зрелости его здоровья.

* Выявление интересов, склонностей и способностей в двигательной деятельности.

* Осознание и осмысление ребенком собственного «Я».

* Формирование элементарных представлений об окружающем мире.

* Насыщение повседневной жизни детей развивающей двигательной активностью.

Прекрасной возможностью в воспитании будущего патриота является знакомство дошкольника с традициями, обычаями, прикладным искусством и фольклором родного северного края. При организации учебного материала, мы руководствовались принципами: конкретно — исторического подхода, связи изучаемого материала с жизнью. Принципы организации познавательной и творческой деятельности по региональному компоненту определили содержание непосредственной образовательной деятельности.

Целью нашего праздника послужило стремление воспитать в детях старшего дошкольного возраста эмоционально — положительного отношения к родному краю через реализацию следующих задач:

  1. Формирование чувства гордости за свой край.
  2. Развитие бережного отношения к природе Кольского Заполярья.
  3. Воспитание уважения и интерес к культуре и быту малых народов Севера (саамов).

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об особенностях Крайнего Севера. Создать у детей радостное настроение. Воспитывать дружеские чувства, развивать ловкость, быстроту, смекалку.

Образовательные области. Физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Предварительная работа: Чтение произведений: «Семилетний стрелок из лука» (саамские сказки), «Невеста солнца»; Ю. Могутин «Рассказы о природе Заполярья», «Отчего у медведя нос черный»; «Богатырь Ляйме»; «Сампо — лопаренок»; «Про оленей»

Г. Снегирев; «От севера до юга»; Н. Сладков, рассматривание географического атласа «Мир вокруг» и книги «Праздник Севера», лепка «Животные Севера», рисование и аппликация»Наш северный край«; беседы и рассказы: «Животные и птицы нашего края», «О быте и жизни саамов», «Край, в котором мы живем» и т п.

Материал к занятию: На центральной стене панно — природа Севера, шапочки оленей, куропаток, гимнастические палки для упражнений, «кочки» (на болоте), два дерева, поваленное дерево — гимнастическая скамейка, ручеек, костер, прорубь, чумы (из картона), разрезанные на части, мячи, канат, мини — лыжи.

Под музыку «Увезу тебя я в тундру» (М. Фрадкини — М. Пляцковский) дети «въезжают » в зал на «оленях» и исполняют танец.

Ведущая: Дети, мы с вами живем на Севере, что известно вам о нем?

Ребенок 1. «Зима долго на Севере длиться, с октября почти по май

Мир тебе под снегом снится мой родной Заполярный край.

А когда утихнут морозы и утихнет совсем пурга.

Здесь все равно не распустятся розы,

Здесь только ягель — оленья трава.

Ребенок 2. На далеком белом севере

Даже ночь бывает днем.

Ребенок 3. Север — это звон упряжек

И под снегом мерзлый мох.

Ребенок 4. Север — это край, где пляшет

над чумами дымок.

Ребенок 5. Кто на севере бывал,

Ночи белые видал,

Полюбил всей душой

Север наш дорогой.

Ведущая. Север — суровый край, но живут там сильные и мужественные люди (саами), которые несмотря на сильные морозы, пургу и ветер занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством.

Мы сейчас покажем, как они это делают.

Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками.

1. «Оленевод с хореем». И. п.: стоять прямо, ноги вместе, руки в стороны, палка в правой руке, в вертикальном положении, хват посередине. Вытянутые руки перед грудью, переложить палку из правой руки в левую (6 — 8 раз).

2. «Охотник с луком». И. п.: стоять прямо, ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью, палка (вертикально) в правой руке, хват посередине. Правое плечо подать вперед, леву руку согнуть в локте, подтянуть к груди. Переложить палку в левую руку. Имитация стрельбы из лука (10 раз).

3. «Оленевод в тундре». И. п. стоять прямо, ноги слегка расставлены, палка за головой на плечах. Наклон туловища влево, правая рука вверх, левая — вниз. То же самое — вправо. (6 — 8 раз).

4. «Охотник на реке». И. п.: стоять на коленях, палка в вытянутых руках перед грудью, хват обеими руками посередине палки. Поворот туловища влево, руки с палкой отвести назад вниз, палку перевести в вертикальное положение. То же самое вправо (6 — 8 раз).

5. «Оленевод и метель». И. п. лежа на спине, держать палку за концы в вытянутых руках за головой. Поднять голову и ноги к груди, коснуться палкой ног, согнутых в коленях (6 раз).

6. «Охотник». И. п.: стоять прямо, руки на поясе. Палка на полу, носки ног касаются палки. Переступать приставным шагом 9 туда и обратно) на пятках, опираясь носками на палку (6 — 8 раз).

7. «Прыжки». И. п.: палка на полу, руки на поясе. Прыжки на двух ногах через палку в чередовании с ходьбой.

Дети садятся.

Звучит музыка «Песенка о медведях». А. Зацепин, обработка А. Бухгольца и выходит белый медведь.

Медведь. Куда это я попал?

Дети. В детский сад № 72.

Медведь. Но я живу далеко на севере, во льдах и мне не нужен детский сад. (собирается уходить).

Ведущая. Миша, не уходи! Мы покажем тебе какие мы сильные и ловкие, и поможем добраться до Северного полюса.

Медведь. Правда! Но сначала я вас хочу спросить: «Вы любите природу, животных, птиц?»

Дети. Очень любим и природу, и птиц, и животных.

Медведь. Сейчас я это проверю. Ну — ка ответьте мне на вопросы — загадки…

Рассказы детей сопровождаются слайдами.

Медведь. Что может белый медведь?

Ребенок. Белый медведь может плыть по морю без отдыха много — много километров.

Медведь. Кто с рождения лежит на голом льду?

Ребенок. Тюленята с рождения лежат на голом льду — и хоть бы что!. Еще и здоровее становятся; за месяц вдвое вырастут и впятеро потяжелеют.

Медведь. Кто хранит в вечной мерзлоте свои запасы?

Ребенок. Песцы приспосабливаются хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник рыбу, леммингов, птиц и яйца.

Медведь. Кто может продолбить своим бивнем даже крепкий лед?

Ребенок. Единорог — нарвал может продолбить своим бивнем даже крепкий лед. За ним все стадо по очереди дышит через пробоину.

Медведь. Какие птицы у своих гнезд смело бросаются на самого большого медведя?

Ребенок. Маленькие полярные крячки смело бросаются на самого большого медведя: кричат громко, щиплют его за хвост и треплют за уши.

Медведь. Кого прозвали Фомкой — разбойником?

Ребенок. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, — и он не подхватит ее на лету! За это прозвали поморника «Фомкой — разбойником»

Медведь. Кто такие морские канарейки?

Ребенок. Киты — белухи умеют щебетать, щелкать, клокотать, стрекотать и свистеть по — птичьи. За это их прозвали «морскими канарейками».

Медведь. Кто легко выбрасываются из воды на самую скользкую льдину?

Ребенок. Морж легко выбрасывается из воды на самую скользкую льдину, втыкает с размаху бивни в лед и подтягивается.

Медведь. Молодцы ребята! Вижу я, что вы очень много знаете о животных и птицах Крайнего Севера. Здесь, что — то слишком жарко стало.

Ведущая. Чтобы не было медведю жарко, мы сейчас поиграем. Ребята, вы будите вьюги. Вьюга воет, завывает у — у — у. Наши гости будут метелями (ш — ш — ш). Какая метель разыгралась, какая вьюга. Дети берут в обои руки снежинки. Вначале бегут, затем — кружатся и разбрасывают снежинки по всему залу.

Медведь. Как хорошо, прохладно, стало, и дышать легче. Только как я доберусь до дома? На моем пути столько препятствий, что мне одному не справиться.

Ведущая. Не огорчайся, Миша, наши дети помогут тебе.

Медведь. Метель прошла, все тропинки замела, все тропинки, все пути, не проехать, не пройти.

Ведущая. Ребята, давайте поможем Мишке и уберем весь снег.

Игра «Кто больше соберет снежинок».

Медведь. Молодцы! Я вижу, что с такими помощниками, я все преграды преодолею. А теперь вперед, к Северному полюсу.

1. На пути болото, очень вязкое. Надо его перейти по кочкам, а то можно провалиться. Выбрались из болота, на нашем пути еще одна преграда.

2. Нужно пролезть под деревом и не задеть ветки.

3. Теперь перепрыгнем через ручеек.

Ведущая. Ой, сколько ручейков течет! (дети берется за руки, и образуют несколько ручейков). Ручейки слились в речку, а речка впала в озеро.

Игра «Ручейки и озера».

Медведь. А какое самое большое озеро у нас на Кольском полуострове?

Дети. Самое большое озеро — Имандра.

Медведь. Теперь ребята, присядем и отдохнем. Мы уже с вами почти в тундре, скоро и мой дом.

На оленях въезжает девочка — саамка и приглашает в саамский погост на праздник.

Ведущая. А вот и гостья дорогая привет из тундры принесла.

Как посмотришь загляденье!

В нарты впряжены олени

Горделива их осанка

Поступь каждого легка.

Упражнение «Оленья упряжка» (дети вслед за гостей едут в погост на праздник) под музыку «Песня оленевода».

Девочка — саамка. Вот мы и в саамском погосте.

От всех прошу внимания

Предстоят соревнования.

Я за всеми наблюдаю

Самых лучших выбираю.

Аттракционы:

1. «Кто быстрее построит чум». (Собрать чум из разрезанных частей).

2. «Кто сильнее?» (кто перетянет к себе другого ).

3. Гонки на лыжах вслед за оленем (впереди олень, сзади ребенок на коротких лыжах).

4. Прыжки через полозья нарт (макеты нарт из картона).

5. Перетягивание каната.

6. «Медвежата» (дети парами соревнуются в быстрой ходьбе на четвереньках по — медвежьи).

7. «Веселые пингвинята». (Прыжки на двух ногах с зажатым мячом между колен).

Девочка — саамка. Наступил вечер. Сейчас мы соберемся с вами у костра (камин).

Ребенок. Мы про Север вам споем и морошку собирать в лес пойдем.

Пение песен: «Морошка». Сл. Пляцковского.

1. Есть на севере у нас

Ягода морошка.

Вам понравится она,

Сьеште хоть немножко.

Припев. Какая это ягода?

А вот какая ягода:

Кислая, кислая,

Кислая — прекислая!

Сладкая — сладкая,

Сладкая-пресладкая!

Кислая, сладкая!

В общем, кисло — сладкая!

Ничего на всей земле

Нет вкусней морошки.

Мы домой всегда несем

Полные лукошки.

Припев. Тот же.

От писклявых комаров

Не свернем с дорожки.

Хватит мне и всем друзьям

Ягоды морошки.

Припев. Тот же.

Я вам правду говорю,

А не понарошку.

Это здорово ходить

В тундру по морошку.

Припев. Тот же.

«Снежиника».

Сл. Пляцковского. муз. Я Дубравина.

1. Что такое снежиника?

Что такое снежиника?

то такое снежиника?

Я ответить вам могу.

Это ягода такая,

Это ягода такая!

Это ягода такая,

Что искрится на снегу!

2. У нее такой лучистый,

У нее такой лучистый,

У нее такой лучистый,

Серебристый, белый цвет.

И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы

Ничего вкуснее нет.

3. Снежинику не ищите,

Снежинику не ищите

По лугам и по лесам.

Потому что, потому что,

Потому что, потому что,

Потому что, потому что

Я ее придумал сам!

Медведь. Молодцы ребята! Очень хорошо вы пели, но пора прощаться с саамским погостом и отправляться снова в путь. Дети прощаются и идут за медведем. Впереди сугроб.

Ведущая. Миша, посмотри, какой большой сугроб намело! Давайте обойдем его. А что это? (медведь достает шапочки куропаток). Медведь раздает детям шапочки и предлагает сказать: «Вправо, влево повернись, в куропатку превратись».

Игра «Куропатки и охотники».

Дети за медведем продолжают путь.

Медведь. Вперед ребята! Я уже вижу свой родной край. Посмотрите стрелка! Читает: «Стихи прочтешь, на Северный полюс попадешь». Выручайте, ребята. Кто знает стихи, тот пусть прочитает.

Дети читают стихи.

«Круглый дом».

С. Данилов.

Чум, чум, круглый дом! Побывайте в доме том.

В нем всегда одна стена, очень круглая она.

До того она кругла — ни единого угла!

В круглом доме круглый год стенка водит хоровод.

Дверь не закрывается, в гости созывает.

Гости явятся едва, в печку прыгают дрова.

Печка жарко топится, угостить торопиться.

«Кольский полуостров. Город Апатиты».

В. Старков.

С той горы, где чахлая березка меж замшелых стелется камней,

Ты предстал передо мной в неброской, в очень русской красоте своей.

Подо мной твои синели плато: Вудъяврчорр, Кукисвумчор, Юкспор,

И как Грановитая палата — белый город среди синих гор.

Эти горы с камнем апатитом — города завидная судьба.

На холодном Севере стоит он, но по всей стране растит хлеба.

Медведь. Молодцы ребята! Опять вы меня выручили. Мы с вами преодолели все препятствия. Ой…

Ведущая. Что с тобой Миша?

Медведь. Ребята, помогли мне добраться до Северного полюса, чем же я их отблагодарю?

Ура! Придумал, я угощу их рыбкой.

Ведущая. Как это?

Медведь. Вон видите, прорубь. Вот и будем ловить рыбу. (Ребята ловят рыбу — в рыбках — угощенье).

Ведущая. Миша, мы помогли тебе добраться до Северного полюса, а как же мы теперь попадем в наш детский сад?

Медведь. А для этого у меня есть красивый самолет, он мигом домчит вас до дому.

Ведущая. Садитесь, ребята в самолет, полетим все вместе в наш любимый детский сад. До свидания, Миша! Заводим моторы и полетели. Посмотрите, как красиво справа, кругом снега , льдины (показ слайдов). Летим дальше, а вот уже и деревья, горы. Скоро мы увидим наш родной город Апатиты.

Микрофон. Внимание! Внимание! Наш самолет приземлился в аэропорту «Хибины».

Литература.

Е. Ковалева «Игры на свежем воздухе». М. 2007 г.

В. М. Кузнецова «В поисках ради здоровья». Г. Мурманск, 1996г

В. М. Кузнецова «Физкультурные занятия ДОУ с учетом особенностей Заполярье».

Г. Мурманск 2001 г.

С. Л. Новоселова «Игра дошкольника». М. «Просвещения», 2007 г.

Авторы: Савинич Людмила Александровна, Воробьева Вера Николаевна
Воспитатели МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 72
город Апатиты, Мурманская область, Россия

Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 12.03.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *