Конспект игрового занятия – путешествия «Тундра – край родной»

Конспект занятия по краеведению и ознакомлению с пространственными отношениями с детьми подготовительной группы.

Тема: «Тундра — край родной».

Цель: Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, вспомнить животных, населяющих этот регион.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Уточнить знания детей о жизни и быте коренных жителей тундры.

Закреплять умение читать план помещения и свободно ориентироваться в нем.

Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно — следственные связи.

Закреплять умение корректно вести диалог, отвечать на вопросы полными предложениями.

Ход занятия.

— Что такое путешествие? (ответы детей)

— На чем можно путешествовать? (ответы детей)

— Мы с вами будем путешествовать пешком по карте — схеме группы.

Путешествуя, мы отыскиваем конверты, которые отмечены на схеме красными кружочками.

Задание: из найденных букв сложить слово (подсказка — цвета радуги) получилось слово «ТУНДРА».

Работа с картой.

— Где мы живём? (ответы детей)

Вспомнить животных, населяющих тундровую зону; также вспомнить растительность тундры.

П/и » Приветствие«

(Используем животных, которые живут в тундровой зоне).

Рассматривание рисунка.

— Что мы видим вдалеке? (стадо оленей).

— А о чём говорит наличие в этих местах оленей? (есть растительность).

— А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода).

— Выходит, что в тундре всё это есть. Но почему растительность так скудна, только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле? Почему летом большая часть покрыта болотами?

Эксперимент.

— В тундре не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. Поэтому-то и образуются болота.

— А какие корни у растений в тундре? (ответ)

— Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

И растения вырастают небольшие.

— В тундре есть растения. Из этого следует, что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются?

Травоядные (северный олень, заяц).

На них охотятся (волки, песцы, лисы, полярные совы). Как называют этих животных. Хищники. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.

— Как вы думаете, почему в тундре не живёт белка или ёжик? (ответы детей).

Рассматривание картин, фото с изображением коренных жителей тундры.

— Чем могут заниматься эти люди?

— Могут ли они выращивать хлеб, овощи? Почему нет?

— Могут ли разводить коров, овец, свиней?

— Основные занятия жителей Севера — оленеводство, рыболовство, охота.

Вспомните нашу выставку.

— Что изображено, расскажите (рассказы детей).

— Как называются жилища?

— Из чего они делаются?

— Из чего одежда?

— Чем питаются?

— На чём передвигаются? и т. д.

Чтение: А. Нечаев «Путешествие по Таймыру».

Рассказы: «Оленеводы», «Дикие Олени».

Аутотренинг.

Мы с вами сегодня много путешествовали, показали свои знания, сообразительность. Прогулки, путешествия очень полезны, но и утомительны. Пришло время отдохнуть. Представьте, что вы оказались в сказочном лесу, где много птиц, красивых цветов. Вы ложитесь на зелёную, пахучую траву и отдыхаете. Все легли на спину, руки вытянули, глаза закрыли. Вы спокойны, вы совершенно спокойны. Ваша правая рука тяжёлая, ваша левая рука тяжёлая. Ноги устали, они очень тяжёлые. Вы спокойны, вы совершенно спокойны. Небо над вами голубое-голубое, чистое-чистое, на вас светит яркое солнышко. Оно греет ваши руки. Ваша правая рука тёплая-тёплая. Всё тело тёплое, тепло разливается по всему вашему телу. Вы спокойны, вы совершенно спокойны. Сердце ваше бьётся совершенно ровно и спокойно. Дыхание ваше спокойно. Вы отдыхаете. Ваше дыхание ровное и спокойное. Очень приятно дышать чистым и свежим воздухом. Солнце светит ярко и сильно. Оно греет наши животы, тепло проникает внутрь. Тепло разливается по всему телу. Вы совершенно спокойны.

Вдруг подул свежий, прохладный ветер и наш лоб стал прохладным. Голова лёгкая, она свободна от мыслей. Лоб приятно прохладный. Вы чувствуете, что вашу голову окружает прохлада. Всё тело свободно, расслаблено, спокойно. Голова становится ясной, светлой, сводной и расслабленной. Вы хорошо отдохнули, стали бодрыми, отдохнувшими. Потянули руки, хорошо потянули руки. Хорошо потянулись, улыбнулись и открыли глаза. Встали. Путешествие наше закончено.

Автор: Короткова Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №50 «Огонёк»
Месторасположение: г.Норильск, Красноярского края

Дата изменения: 31.05.2015
Дата публикации: 31.05.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *