Конспект НОД «Лучше друга не найти»

Егорова Надежда Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №162 «Акварелька»
г.Чебоксары, Чувашская Республика

Конспект
непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» в подготовительной группе
на тему «Лучше друга не найти»

Образовательные: 1. Закрепить понятия о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

2. Продолжать обучать составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению на интерактивной доске.

3. Продолжать знакомить детей с разными видами портретной живописи, её признаках и особенностях изображения: детский портрет (анфас, профиль)

4. Продолжать обучать изображать человека, передавая его половые и возрастные особенности, обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

5. Закреплять технические навыки работы с ножницами и приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое

Речевые:

1. Ввести в активный словарь детей слова: портретная живопись, художник-портретист. Портрет, погрудный, профиль, анфас

Воспитательные:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям портретной живописи.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, ноутбук, телевизор;

ЭОР: интерактивная образовательная программа «Весёлый фантазёр»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г., интерактивная образовательная программа «Учимся понимать живопись»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г., электронная картинная галерея;

Изобразительные материалы: цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры

Демонстрационный материал: схема-рисунок изображения портрета в технике аппликации

Раздаточный материал: цветной картон для фона портретов, цветная бумага, розовая бумага для лица, ножницы

Предварительная работа:

Знакомство с жанром «портрет»:

Рассматривание картин в картинной галерее.

Дидактическая игра «Определи жанр картины».

Дидактическая игра «Выложи портрет».

Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела».

Рисование простым карандашом портретов.

Дидактическая игра «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т. д.

Работа с интерактивной доской с использованием интерактивных образовательных программ «Весёлый фантазёр»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г., «Учимся понимать живопись»- ЗАО «Новый диск», М. 2011 г.

Репродукции картин:

Детский портрет: В.А.Серов «Девочка с персиками»; В.А.Серов «Мика Морозов»; В.Тропинин «Голова мальчика»; В.Максимов «Девочка»; «Девочка с куклой» В.Тропинин; «Мальчик с жалейкой» В.Тропинин; И.Е.Репин «Стрекоза»; «Портрет Ольги, дочери художника» В.А.Серов; «Девочка с венком из мака» О.Кипренский; «Мальчик с мёртвым щеглёнком» В.Тропинин.

Музыкальный ряд: «Песня о картинах», музыка Г. Гладкова, слова А. Кушнира. muzofon.com«search/Гладков Григорий

Непосредственно образовательная деятельность:

Дети входят в картинную галерею, там их встречает педагог.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас очень много гостей, поздороваемся с ними.

Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в удивительном месте, здесь вы не в первый раз. Скажите, пожалуйста, нашим гостям: где мы.

Дети: Мы — в картинной галерее.

Воспитатель: Правильно, мы в картинной галерее. Пройдёмся по ней. Посмотрим, как много здесь картин и полюбуемся (дети обходят картины).

Воспитатель: Какие из представленных картин вам знакомы?

Дети: (Дети называют картины: название, художника и показывают их).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, картины какого жанра вы видите? (пейзаж, натюрморт, портрет).

— Покажите, на каких картинах изображены натюрморты? А как вы узнали, что это натюрморты?

— А к какому жанру относятся эти картины? (пейзаж)

— А как вы узнали, что это пейзаж? (нарисована природа)

— А к какому жанру относятся эти картины? (портрет)

— А как вы узнали, что это портрет? (нарисован человек)

Значит, портрет — это ……

Дети: (Дети самостоятельно дают определение портрета). Портрет — это изображение или описание человека или группы людей.

Воспитатель:

Когда-то давным-давно стали развиваться города, появились цеха ремесленников, богатые горожане стали заказывать портреты своих близких. Именно тогда особенно расцвел жанр портрет. Каждый художник был первооткрывателем мира, в котором он жил. А кто знает, как называют художника, который пишет портреты? (художник-портретист). Художник, который пишет портреты, называется художник-портретист. Ребята, скажем все вместе: художник-портретист. Художник, который пишет портреты, называется художник-портретист. Художники-портретисты в основном писали портреты только людей.

Воспитатель:

А сейчас, ребята, предлагаю присесть на пуфики, посмотреть на экран телевизора. Что вы видите на экране телевизора? Подскажите, почему на экране только детские лица? Как называется этот жанр портрета? (На экране показаны детские портреты)

— Посмотрите на эти портреты, чем же они отличаются? (Из богатой и бедной семьи). А я хочу вам заметить, что они отличаются еще и тем, что они изображены в анфас и профиль. Анфас — это изображение человека, смотрящего в лицо, т.е вперед, а в профиль- это изображение человека боком. Повторите вместе со мной — анфас, профиль. Даша, что означает слово анфас? Ваня, что означает слово профиль? Еще раз повторим эти слова: анфас, профиль.

— Вы заметили, ребята, что все персонажи, изображённые на картинах, нарисованы не в одном положении. Так, есть картины, нарисованные по грудь, сидя, в полный рост, они так и называются: погрудной поясной, во весь рост (стоя).

— Детские портреты художники делали с особой любовью, так как именно в этих работах они выражали свое отношение к детям. А вы знаете, ребята, что первый детский портрет появился в 1600 годах. Это очень далекие времена.

— Ребята, а теперь пройдём в картинную галерею, посмотрите на этот портрет. Как легко и непринуждённо написано это полотно. Его написал художник В.А.Серов. Моделью для картины послужила девочка Верочка Мамонтова. Что можно рассказать о картине? Присмотритесь внимательно и расскажите, что вы видите на картине. (Девочка сидит за столом. На столе лежат персики. Из окна падает свет от солнца.) Верно, кажется, что эта девочка только забежала в светлую столовую, присела на минутку за стол, где в беспорядке лежат персики.

Если бы вы были художником автором этой картины, как бы вы ее назвали?

Дети: (Дети дают свои названия.)

Воспитатель: Художник В.А.Серов назвал свою картину «Девочка с персиками».

А как вы думаете, какое выражение лица у девочки? (спокойное, ровное, ласковое, сдержанное, выразительное)

— Ребята, вы знаете, что картина может передать настроение человека.

— А кто ответит, какое настроение у девочки? (спокойное, немного задумчивое). С помощью каких художественных (изобразительных) средств художник смог передать настроение девочки?

Дети: (света, краски светлых тонов)

Воспитатель: Верно, я с вами согласна.

— А вот перед вами портрет мальчика. Какое имя вы бы дали этому мальчику? (ответы детей) Его зовут Мика Морозов. Написал портрет В.А.Серов. Посмотрите на выражение его лица. Какое оно? (встревоженное, удивлённое). Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что мальчик привстал на кресле. Что-то увидел, замер. Курчавый, вихрастый, черноглазый. Приоткрыл пухлые розовые губки, у него румяные щёчки.

— Как вы думаете, что он хочет узнать? Что же такого неожиданного, таинственного, интересного увидел мальчик. (ответы детей)

— Какое настроение написано на его лице? (хмурое, холодное, сосредоточенное, грустное, прохладное). Верно, мы посмотрели картины, они много рассказали нам об изображенных на них людях, рассказали какое настроение у девочки и мальчика.

Сегодня мы с вами рассмотрели много детских портретов, разные виды портретов, портретную живопись. Скажем все вместе — портретная живопись.

(хоровые и индивидуальные ответы детей).

А сейчас, я вам предлагаю изобразить портреты в рамочках, которые я вам назвала (Дети имитируют положение портретов на картинах, воспитатель подставляет импровизированную раму.) Какой портрет изобразила Маша? А у Вики какой вид портрета?

Молодцы, ребята, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую Весёлого Карандаша. В мастерской на интерактивной доске мы составим портрет, чей портрет это пока секрет. (Все вместе идут в мастерскую Весёлого Карандаша).

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам изобразить портрет самого лучшего друга. Вы знаете, какие у вашего друга или подруги глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье, рубашка.

Воспитатель: Прежде чем начать изображать портрет друга, мы рассмотрим портрет-схему на экране, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

Воспитатель: Какой формы голова? (обвести пальцами голову). Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

Воспитатель: Какой они формы? (овальные с острыми уголками). Расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

Воспитатель: Какие глаза у твоей подруги Юля?

— Коричневые глаза.

Воспитатель: Твоя подруга кареглазая! А твой друг Саша?

— Мой друг голубоглазый, сероглазый и т. д.

Воспитатель: Что находится над глазами? (брови). Это дугообразные полосы. А вот нос у человека такого цвета как лицо. Нос находится посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

Воспитатель: Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (показать губы). Положите руку на подбородок.

Воспитатель: А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

Воспитатель: Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

Воспитатель: Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Глаза — глазки

Брови — бровки

Нос — носик Губа — губка

Щека — щёчка

Губы — губочки, губки

Лоб — лобик

Уши — ушки

Волосы — волосики и т. д.

Воспитатель: Портрет своего друга вы сделаете погрудный — голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

Воспитатель: Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь наклеить такого же цвета как у вашего друга или подруги.

Сначала нужно выбрать фон — основу для будущего портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком или тёмном фоне. Если волосы тёмные, можно выбрать светлый фон, но подойдёт и яркий. Как лучше расположить лист? (Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист-основу вертикально, потому что лицо удлинённое.) Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно вырезать овал? Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал — будто радуга поднимается над линией сгиба — и вырезаю. Раскрываю — (пауза)! Какая форма получилась? Овал. Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для причёски. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, причёску можно сделать из бумажных полосок — вот так (показывает вариант причёски и выставляет образец для сравнения с последующими причёсками). Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки — вот так (показывает ещё один вариант причёски). Еще интереснее всю причёску сделать из разорванных кусочков бумаги (выставляет все варианты причёсок).

Возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы — это лица. Продолжайте делать портреты: лица и причёску наклейте, а всё остальное дорисуйте.

А теперь представьте себе своих друзей и приступаем к работе. В процессе занятия советую клеить аккуратно на листе.

(Постепенно, по мере завершения детьми своих работ, педагог размещает их для дальнейшего рассматривания детьми. Завершивший работу, ребенок убирает свое рабочее место).

— Выставка детских работ и их самопрезентация детьми. Выслушиваются дети, желающие сказать свои впечатления о работе товарища: каким он увидел товарища на портрете.

Воспитатель: Ребята, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портреты своих друзей.

Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам. Все мамы смогут полюбоваться своими портретами. (Поощрения, похвала педагога.) Молодец, ….., как точно он (она) отобразила свою подругу. Об этом нам сказали ее глаза на автопортрете.

Умница, как удачно ….. выбрал изобразительные средства (гуашь ярких, сочных тонов), тем самым передал весёлое настроение друга. И т.п.

Воспитатель:

Все ребята постарались, молодцы! Скажите ребята, что мы с вами сегодня рисовали?

— Портрет мамы.

Воспитатель:

— А какой вид портрета использовали при рисовании?

— Погрудной портрет.

— А как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

— Моя мама сразу узнает и т. д.

Воспитатель: Отлично, а сейчас мне очень хотелось бы узнать, какие впечатления вам оставила наша сегодняшняя встреча?

Дети: высказывания детей, что им понравилось — кратко.

Воспитатель: (выстраивание перспективы)

Ребята, я рада, что вам понравилась наша сегодняшняя встреча и хочу вам предложить в подарок мамам к празднику Дня матери объединить в одну презентацию все ваши рисунки, и у нас получится интересная большая презентация «Милой мамочки портрет», которую мы покажем в день праздника по телевизору на вашей площадке.

Автор: Егорова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №162 «Акварелька»
Месторасположение: г.Чебоксары, Чувашская Республика

Дата изменения: 28.05.2015
Дата публикации: 28.05.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *