Занятие для детей с нарушениями речи в старшей группе «Звук и буква Н»

Конспект занятия по формированию звукопроизношения для детей с нарушениями речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Н».

Цель — познакомить детей со звуком и буквой Н.

Задачи:

Образовательные: научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам; учить выделять Н в слогах, словах; дать понятие «согласные»; продолжать учить определять первый и последний звук в слове.

Коррекционно — развивающие: развивать фонематические процессы; учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их; развивать общую, пальчиковую и артикуляционную моторику, развивать психические процессы.

Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, умение слушать педагога и ответы других детей.

Оборудование: предметные картинки на Н (в начале слова — нос, насос, в конце слова — банан, батон, пион, пингвин, барабан, стакан, Карлсон, бидон, диван); красные и синие кружки, палочки Кюзнера.

Ход:

1. Организационный момент:

— Сядет тот, кто придумает слова на звуки А, У, И.

2. Игра «Третий лишний»

— Я назову три слова, вы послушайте и скажите, какое слово лишнее, какое не подходит? Почему? (По мере ответов на доску выставляются картинки)

Огурец, помидор, лимон

Яблоко, батон, груша

Хлеб, молоко, бидон

Банан, тыква, дыня

Апельсин, капуста, картошка

3. Игра «Запомни — повтори»

— Я буду произносить слова, а вы запомните их и повторите.

Лимон, батон, бидон

Лимон, бидон, батон

Апельсин, лимон, банан

Бидон, лимон батон

Бидон, лимон, батон

Батон, лимон, апельсин

4. Сообщение нового

— Какой последний звук слышится во всех этих словах?

Артикуляционная характеристика звука

— Когда мы произносим Н губы растянуты в улыбке, кончик языка стукает по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

Фонетическая характеристика звука

— Если воздух не выходит свободно изо рта, а встречает на пути преграду — язык и зубы, значит это согласный звук. Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.

Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки вибрируют.

— Горлышко «дрожит», значит звук Н — звонкий.

5. Игра «Хлопай, не зевай»

(Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана.)

— Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман — банан — банам — панам

Милон — лиман — лимон — нимол

Дивам — тиван — видан — диван

6. Физкультминутка

Развитие общей моторики

Опустел скворечник, Руками, как крыльями.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях Приседают.

Тоже не сидится.

Целый день сегодня Встают по кругу и машут руками

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку Бегут по кругу

Улететь хотят

Развитие мелкой моторики

Шла уточка бережком («идут» двумя пальчиками по столу)

Шла серая по крутому. (переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (загибают безымянный и большой палец)

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Закрепление звука в слогах

Звуковой анализ слогов АН, ИН.

— Послушайте внимательно, какой слог я произнесу.

— Сколько звуков я произнесла?

— Какой звук первый?

— Какой звук последний?

Игра «Живые слоги»

(Двое детей выходят к доске и становятся живыми слогами. Логопед определяет, кто из детей каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.)

— Назовите получившийся слог.

— Это слог АН.

— Назовите, кто звук А?

— А кто звук Н?

8. Закрепление звука в словах

(Выделение звука Н в словах лимон, диван, нос, насос, пион.)

— Выделите звук Н в словах следующим образом.

— Бидон. В слове бидон звук Н находится в конце слова. В слове «бидон» — два слога.

9. Дидактическая игра «Наоборот»

Верхний, а наоборот как будет? — Нижний.

высушить—… намочить

веселый—… грустный

короткий—… длинный

налево—… направо

снять—… надеть

высоко—… низко

под—… над

10. Закрепление звука в предложении

Составление предложений по односюжетным картинкам. Например: «Пингвин_________рыбу» (ловит)

«Обезьяна________банан» (ест)

11. Упражнение «Составь предложение»

Кот, спать, окно, на, Васька.

Сидеть, на, диван, Наташа.

Дети, гора, с, кататься.

Нина, деревня, ехать, в.

Антон, линейка, на, класть, книга.

Ботинки, с, ноги, снимать.

12. Игра «Составь букву»

На букве Н я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

Дети собирают букву Н из счетных палочек.

11. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Автор: Назарова Кира Петровна
Должность: учитель – логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад №159 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия

Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 27.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *