Конспект занятия по теме «Дикие животные», подготовительная группа

Детский сад №28 «Хрусталик» г. Волжска
Детский сад №28 «Хрусталик» г. Волжска

На протяжении 20 лет я работаю с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Моя профессиональная деятельность заключается в оказании коррекционно-педагогической помощи ребёнку, страдающему дефектами речи, для его полноценной социализации в обществе. Одним из важных средств оптимизации построения корректирующих воздействий считаю проведение полизадачных (комплексных) занятий, в ходе которых ведётся необходимая работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и дефицитарно развитых психических и психофизических функций.

Целями занятий является:

  1. Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка.
  2. Профилактика и коррекция недостатков речевого развития у детей, обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе.

Конспект занятия по теме: «Дикие животные» (семантическое поле слова «лиса» (подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи, 2 год обучения)

Цели:

  1. Формировать и расширять семантическое поля слова «лиса» и развивать валентность слов.
  2. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  3. Формировать навык образования слов-родственников.
  4. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
  5. Развивать общие речевые навыки, координацию движений.
  6. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление
  7. Развивать творческое воображение, подражательность.
  8. Воспитывать отзывчивость, дружелюбность.

Оборудование:

  • звуковая схема;
  • картинки – омонимы (лисичка, хвост);
  • разрезная картинка – лиса;
  • картинки: шарф, ковёр, снег, волосы, варежки, облако, кот; слон, тигр, лев, жираф;
  • картинки к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, лиса и петух», «Лиса и журавль»;
  • блок – схема к рассказу «Лиса»;
  • гласные буквы, магнитная азбука.

Предварительная работа:

  • заучивание стихотворения «Лиса»;
  • составление рассказа о лисе с опорой на схему;
  • пересказ сказки В Бианки «Лиса и мышонок»;
  • чтение русских народных сказок.

Ход

1. Организационный момент.

Детям предлагается звуковая модель двусложного.

Логопед: — Ребята, какие слова подходят к этой схеме.

Дети подбирают и называют слова, например: Миша, лето, зима, кино, Лиза…

Назовите звук в слове, который соответствует цифре
Назовите звук в слове, который соответствует цифре

Логопед: Я загадала слово. Какое вы узнаете, выполнив задание. Под каждой картинкой стоит цифра. Назовите звук в слове, который соответствует цифре.

Дети: — В слове лев первый звук «ль»

Логопед: — Обозначьте этот звук буквой.

Аналогично проводится работа словами: тигр(2), слон(1), жираф(4).

Дети выкладывают слово — лиса

2. Введение в тему

Анализ и синтез слова – лиса.

Логопед: — Кто такая лиса?
Дети: — Дикое хищное животное.

Логопед: — Кого ещё можно назвать: «лиса»?
Дети: — Хитрого человека.

3. Основная часть

Логопед: — Не хотите ли вы побывать в гостях у лисы? А оказать в лесу нам поможет стихотворение, которое выучил Данил.

Ребёнок:

Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса,
Шубы нет в лесу рыжей.
Зверя нет в лесу хитрей.

Логопед: — Вот мы и в лесу. Посмотрите, кто выглядывает из-за куста.

Дети: — Из-за куста выглядывает лиса.

Логопед: — Я попробую её «сфотографировать».

Логопед показывает детям «фотографию» (разрезную картинку): хвост лисы.

Логопед показывает хвост лисы
Логопед показывает хвост лисы

Логопед: Хитрая лисичка, лишь хвост удалось сфотографировать. Чей хвост?
Дети: — Лисий хвост.

«Фотографии» хвостов
«Фотографии» хвостов

Логопед: — Посмотрите, под кустом лежат «фотографии» хвостов. Рассматривая «фотографии» мы будем задавать друг другу вопросы. Не забывайте, что про живое мы спрашиваем –у кого, а про неживое – у чего. Послушайте: хвост у кого?
Дети: — Хвост у лисы.

Дети задают вопросы и отвечают на них.

Работа с картинками: хвост у поезда, хвост у кометы, хвост у девочки, хвост у птицы, хвост у вертолёта, хвост у моркови, хвост у рыбы.

Логопед: Хвост у лисы пушистый. Назовите, что ещё бывает пушистым (шарф, ковёр, снег, волосы, варежки, облако, кот).

Работа по картинкам.

Логопед: — Обратите внимание под деревом сидит лис и грустит. Он не знает какие слова образовались от слова лис. Поможем!

Дети называют слова- родственники и вешают на дерево листочки (лиса, лисичка, лисонька, лисята, лисёнок, лисий).

Логопед: — Взгляните, сколько лисичек!

Взгляните, сколько лисичек!
Взгляните, сколько лисичек!

Выставляется картинка.

Инсценировка стихотворения «Лисички».

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички!

Логопед: — Лисички, какие по цвету?
Дети: — Оранжевые, золотистые, рыжие.

Логопед: — Что общего у лисы и лисичек?
Дети: — Они рыжие. Лиса живёт в лесу, и лисички растут в лесу. У лисы есть «семья», и лисички растут семейками. Если лису назвать ласково, она станет лисичкой. Эти слова звучат одинаково.

Логопед: — Что-то промелькнуло рыжее. Я успела сфотографировать. Чьё туловище?

Чьё туловище?
Чьё туловище?

Дети: — Лисье туловище.

Ребёнок собирает картинку.

Логопед: — А вот и третья «фотография». Что она какая-то мутная, нечёткая. Пока она проявляется мы поиграем в игру: «Маленький – огромный». Я буду говорить два слова, а вы отвечаете одним словом. Маленькие глаза…

Лисья голова.
Лисья голова.

Ребёнок: — Глазки. Логопед: — Огромные глаза. Ребёнок: — Глазищи.

Аналогично образовываются слова: ХВОСТ, ЛАПА, УСЫ, УШИ.

Логопед: — Вот и готова «фотография». Чья голова?
Ребёнок: — Лисья голова.( Собирается картинка)

Посади буквы на пенёк
Посади буквы на пенёк

Логопед: — Устала лиса и решила отдохнуть. А мы поиграем в игру «Узнай звуки». Устали гласные звуки в словах и решили отдохнуть. Назовите гласные звуки в слове нос и посади буквы на пенёк.

Аналогично проводится работа со словами: ушки, глазищи. Логопед: — Пока вы рассаживали буквы, я успела сделать ещё одну фотографию лисы. Чьи лапы?

Дети: — Лисьи лапы. (Ставится последняя картинка)

 

Какая замечательная фотография получилась
Какая замечательная фотография получилась

5. Физпауза

Логопед: — Какая замечательная фотография получилась, а лиса перестала нас бояться. (Выставляется мягкая игрушка). Давай поиграем с лисичкой.

У лисицы острый нос, (Дети показывают руками, какой у лисы острый нос)
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. (Дети показывают воображаемый хвост, бока, грудь)

Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (Величаво, медленно идут.)
— Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь. (Крадутся, садятся и пригибаются.)
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу. (Вскакивает, «хватает» курицу, уносит её)

6. Закрепление

Логопед: — Спасибо, лисичка, за интересную игру, мы тоже хотим тебя порадовать. Русский народ про тебя сочинил много пословиц и поговорок, а мы их с ребятами выучили. (Приложение.)

Дети называют пословицы и поговорки.

Логопед: — А ещё мы знаем про тебя сказки.

Дети называют сказку и говорят – какая лиса, собирают пазлы.

Дети называют сказку и говорят – какая лиса, собирают пазлы
Дети называют сказку и говорят – какая лиса, собирают пазлы

Ребёнок: — Сказка «Волк и лиса», Лиса жадная, голодная…

Аналогично называются сказки: «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Кот, лиса и петух», «Лиса и журавль».

Логопед: — Как русский народ называл в сказках лису?
Дети: — Лисичка – сестричка, кума, кумушка, Лиса Патрикеевна…

Логопед: — В. Бианки написал замечательную сказку «Лиса и мышонок».

Инсценировка сказки.

Логопед: — Давайте оживим лису и расскажем, что мы знаем о ней. Поможет нам в этом схема. А рассказывать мы будем от имени лисы. При рассказе используйте такие слова: я, у меня.

Дети составляют рассказ по цепочке, используя схему.

Дети составляют рассказ по цепочке, используя схему
Дети составляют рассказ по цепочке, используя схему
Дети составляют рассказ по цепочке, используя схему
Дети составляют рассказ по цепочке, используя схему

«Я – рыжая лисичка-сестричка. У меня красивая тёплая шубка, которая надёжно защищает меня от холода зимой. Мой дом – нора в лесу. Мне кажутся невкусными трава и плоды. Я охочусь за живой добычей. Я не так сильна, как серый волк, поэтому ловлю только мелких зверюшек – птиц, зайцев, мышей. Добывать еду мне помогают острый нюх, хитрость и ловкость. А спасаться от охотников с собаками – осторожность».

7. Итог

Логопед: — Что ж лисе пора к лисятам, а нам в детский сад. Раз, два, три, вот и детском саду мы.

Логопед: — Посмотрите, не появились ли новые игрушки у нас в группе.
Дети: — Лиса, медведь, волк, заяц.

Логопед: — Я вам предлагаю оживить их и поиграть.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Приложение

Пословицы и поговорки о лисе.

  1. Лиса придет — и курица раскудахчется.
  2. Лиса все хвостом прикроет.
  3. Лиса семерых волков проведет.
  4. Близ норы лиса на промыслы не ходит.
  5. Волк в пастухах, а лиса в птичницах.
  6. Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились.
  7. Дай только на воз лапку положить, а вся-то я и сама влезу (сказала лиса).
  8. Как лиса хвостом вильнула.
  9. Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела. Лиса и во сне кур считает.
  10. Отыгрывается, как лиса хвостом.
  11. Слышу, лиса, про твои чудеса.
  12. Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.
  13. Лиса своего хвоста не замарает.
  14. Лиса спит, а кур видит.
  15. Ну, кувшин, полно шутить (сказала лиса, попав в него головой).
  16. Вильнет умом, как лиса, хвостом.
  17. Накрылся, что лиса хвостом. Волк — голодай, лиса — лакомка.

Результативность занятий.

Проведение комплексно-игровых занятий может послужить толчком для более полного развития ребенка, его интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление) и физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышения двигательной активности). Такие занятия должны сформировать у ребёнка позитивное отношение к обучению, исчезновение страха перед будущим поступлением в школу.

Автор: Ковакина Елена Борисовна учитель-логопед
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №28 «Хрусталик» г. Волжска РМЭ

Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 19.01.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *