Гноевая Анна Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Улыбка»
ЯНАО, Тюменская область ,город Ноябрьск
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам — понимание толерантности как уважение чужого мнения в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.
Основа толерантности — признание права на отличие. Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике. Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения. Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности. Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста:
можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.
Первая группа методов:
Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
— метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.);
— художественная литература: оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям (сказки «Разумница», «Крошечка-Хаврошечка», произведения С.Михалкова «Равнодушная ворона», А.Барто «Вовка-добрая душа», В.Осеевой «Волшебное слово» и «Отомстила», О.Уальда «Мальчик-звезда», «Р.Киплинга „Маугли“ и др.),наряду с чтением литературных произведений разучиваются пословицы о дружбе и доброте;
Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности;
— игра: известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
— наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
Вторая группа методов:
Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
— метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек (ритуалы приветствия и прощания: „Привет другу“, » Мы разные«, «Дружба»).
— целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
— личный пример авторитетного взрослого.
Третья группа методов:
Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей:
— поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков;(например) игры-этюды:»Посорились-помирились», «Дружная семейка«и т. д.
— высказывание неодобрения отрицательных поступков.
(например: «Почему ты так поступил?», «Расскажи как это произошло?».)
— оценка только поступка, а не личности ребенка.
(например: » Я уверена что ты так больше делать не будешь?», » Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват?«.)
Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.
На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача — воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т. д.
И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.
Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать — значит понимать, поддерживать, верить.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений.
Вся работа строится в трех направлениях:
1. Работа с детьми.
Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) национальные подвижные игры;
4) проведение народных праздников;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
2. Работа с родителями.
1) оформление информационных стендов;
2) выпуск памяток, буклетов;
3) консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;
4) экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
5) организация фотовыставок;
6) недели культуры различных народов;
7) тренинги толерантного поведения;
3. Работа родителей с детьми.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
1) в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;
2) совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм для куклы;
3) совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
4) конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни;
5) родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;
6) национальные игры бабушек и дедушек.
Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать — значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).
Литература:
— В.Пономарева Что такое Толерантность? // Познавательный Интернет-журнал «Школа жизни.ru. — 2009.
— Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. — 2002. -№ 15. — С.6-11.
— Клепцова Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям / Дошкольное воспитание. № 4, 2007. — С. 92-96.
— Куликовская И.Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Педагогическое сообщество России. 2004. −160 с.
— Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями целый мир (социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет). — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
— Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С.51-57.
Автор: Гноевая Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Улыбка»
Месторасположение: ЯНАО, Тюменская область ,город Ноябрьск
Дата изменения: 23.11.2014
Дата публикации: 23.11.2014