Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н.э. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Японский врач разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и внутренние органы человека. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного пальца, положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кистях рук, улучшает память, умственные способности, устраняет эмоциональное напряжение, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивает координацию движений, силу и ловкость рук. Можно широко использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладоней восьмигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогике созданы игры: «ладушки», «сорока белобока», «коза рогатая». Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.
Исследование наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит, развивать речь у детей. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в каре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку надо начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладел простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать чашку, ложку, карандаш, кисть, мыть руки.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальцев различных фигурок:
- «Флажок» Четыре пальца соединить вмести, большой опустить вниз. Тыльная сторона обращена к себе.
- «Очки» Соединить в кольцо большой и указательный палец каждой руки. Приставить колечки друг к другу и поднести к глазам.
- «Бинокль» Большой палец каждой руки вмести с остальными образуют кольцо. Посмотрите в бинокль.
- «Зайчик» Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.
- «коза» Указательный и мизинец разведены с стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать потешки, считалки, истории.
Название: Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей»
Автор: Удовик Раиса Фоминична
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск – Шахтинский Ростовской области
Дата изменения: 14.10.2015
Дата публикации: 14.10.2015