Консультация для родителей «Речевое общение детей раннего возраста»

Разработали: Удовик Раиса Фоминична, воспитатель первой квалификационной категории, Козулина Н.Б., старший воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №36 города Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Милая детская речь! Мы, взрослые, никогда не устаем ей радоваться. С каким удовольствием повторяем потом друзьям и близким, что у нашего Андрюшки или Маринки «Мадонна с мадоненком», или, что он «весь босой», «обцарапался об кошку». А еще, что газеты нам приносит «почтаник». 2х летний ребенок, как правило, свободно изъясняется, общаясь с детьми и взрослыми. Смогли бы вы за два года так овладеть незнакомым языком, как овладел таким же незнакомым языком ваш ребенок. Пожалуй нет. В чем же дело? Дошкольник — гениальный лингвист, то есть ему доступно то, что не доступно нам с вами, у него сильнее чутье языка. Овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослого. Но вслушавшись в детскую речь невольно спрашиваешь себя, откуда он берет такие слова? «Ах, ты, стрекоза!». «Я не стрекоза, я — людь!». Оказывается, маленький ребенок способен сам творить слова. Не зная никаких правил, по аналогии с «топориком» из «куска» он делает «кускарик». Услышав слово «стекло», он, не задумываясь называет пришедшего вставить стекло мастера «стеклянник». У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое короткое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко усваивает малыш. Поистине ребенок величайший труженик нашей планеты, который, к счастью, даже не подозревает об этом. Ребенок по своему создает живой образ, творчески изменяя услышанное: паутина — паукина, термометр — тепломер, молоток — колоток и т. д.

Как бы нам не нравились эти слова, мы обязаны тут же заметить ребенку: «Правильно сказать — паутина, молоток и т. д.». задача взрослых как можно скорее приблизить речь детей к правильным речевым эталонам. Достойны решительного осуждения чадолюбивые родители, которые для собственного удовольствия консервируют неправильно произнесенные слова и тем самым тормозят развитие речи ребенка.

Папы и мамы должны постоянно помнить, что значительный процент речевых успехов ребенка зависит от них самих. Поэтому, гуляя с малышом, играя или читая ему книжки, взрослые должны показывать и правильно называть предметы, действия. Во все времена года можно много интересного показать ребенку в природе. Если вы сами наблюдательны, то найдете время остановиться и полюбоваться чирикающими воробьями, понюхать первые цветы, рассмотреть лягушонка и обратить внимание на то, что вас окружает. Разговаривая с ребенком, надо помнить, что он не всегда понимает смысл услышанного. Мать однажды сказала: «Ты мне всю душу вымотал». Вечером, говоря с соседкой, она сказала «Душа у меня болит…» И тут же услышала: «Не правда, у тебя души нет, сама говорила, что я у тебя ее вымотал». Мы взрослые мыслим словами, словесными формулами, а дети мыслят образами предметного мира. Про одного знакомого говорили, что у него «денег — куры не клюют». 3х летний мальчик спросил: «А где твои куры?». Уши ребенка всегда направлены в сторону взрослых, и уверенность в том, что он маленький, он ничего не понимает может привести к беде. Ребенок первых лет жизни овладевает не только смыслом слов, но и звуками родного языка. Некоторые дети даже к 5-6ти годам страдают недостатками речи. В чем коренятся причины речевых недостатков? Речь — это сложная функция и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится на примере речи близких ему людей. Серьезное значение родители должны предавать слуху ребенка, следить за гигиеной и здоровьем ушей. Для того, чтобы ребенок правильно произносил услышанное, у него должен четко действовать речевой аппарат.

У детей иногда бывает органическое косноязычие — это не правильное расположение зубов, короткая уздечка. Ребенок шепелявит и является посмешищем до тех пор, пока ему не укажут на это случайные люди. Он за несколько секунд, почти безболезненно избавится от своего недостатка. Бывает функциональное косноязычие — требующее для исправления специальные речевые упражнения, языковую гимнастику. В этом случае необходимо обратиться к специалисту за помощью или консультацией.

Название: Консультация для родителей «Речевое общение детей раннего возраста»
Номинация: Методические разработки / Работа с родителями

Автор: Удовик Раиса Фоминична
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Дата изменения: 18.11.2015
Дата публикации: 18.11.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *