Семинар: развитие речи детей четвертого года жизни

Семинар-практикум по развитию речи детей «Говорим и развиваемся» для родителей и детей 2 младшей группы.

Вводная часть

Цели:

  • познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;
  • создание положительного эмоционального настроя, формирование взаимопонимания и потенциала к взаимодействию;
  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Ход семинара-практикума

Психологический тренинг «Знакомство» (тренинг проводит родитель).

Задание: Каждый родитель по очереди называет свое имя и черту характера, характерную ему и начинающуюся на первую букву имени.

Упражнение «Общее дело».

Задание: Родители делятся на пары. В каждой паре родители одной рукой берут партнера, а другой, свободной рукой, пытаются свернуть свиток бумаги и завязать его бантом. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая задание. Для победы партнеры должны понимать друг друга с полуслова. Игра способствует сплочению команды родителей и улучшает отношения.

Педагог:

Особенности развития речи детей четвертого года жизни.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

У детей 3-4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения. В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. К четырем годам возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

С дошкольниками четвертого года жизни организовывается деятельность по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову.

Воспитание звуковой культуры речи.

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

Большинство детей на четвертом году жизни четко произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков? Конечно, стоит. Во-первых, при отработке звукопроизношения совершенствуется способность различать звуки, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и т. д. Все эти задачи легче решать, если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо. Во-вторых, четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков.

Формирование звукопроизношения:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Звукоподражание.
  3. Использование стихотворных строк.
  4. Повторение чистоговорок.

Игровая ситуация «Зайка в гостях» (проводит родитель).

К ребятам приходит Зайчик, здоровается. Беседует о том, где он живет (в лесу), чем питается (травкой, веточками, листиками), кто еще живет в лесу (волки, лисы и т. д.), что это за животные (дикие), кого боится зайчик (лису, волка).

— Я сегодня в лесу нашел мешочек, а в нем картинки птиц, которых я видел в деревне, недалеко от леса, в котором я живу.

Зайчик достает по-очереди картинки птиц (утка, гусь, индюк, голубь, курица, петух), спрашивает у детей, как они кричат, и размещает на коврографе.

— Ребята, я знаю детскую потешку, в которой есть все эти птицы.

Проговаривает потешку сам, затем вместе с детьми:

Наши уточки с утра
«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда —
Га-га-га! га-га-га!

А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

— А теперь представьте, что домашние животные увидели на грядке репку и захотели ею полакомиться.

Стихотворение с движениями с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке».

Идет на грядку курица,
Капустою любуется: Спокойно двигаются шагом, поднимая высоко колени и взмахивая руками.

— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Дети взмахивают руками, согнутыми в локтях.

Вот козочка бодается,
К морковке подбирается: Приставляют к голове указательные пальцы («рога») и идут топающим шагом.

— Ме-ме-ме! Ме-ме-ме! Качают головой вправо-влево.

Вот шагает гусь:
— До репки доберусь! Прячут руки за спину и медленно ступают, притопывая на каждый шаг.

— Ш-ш-ш! Останавливаются, отводят назад руки, наклоняются вперед и шипят.

Собачка зубки показала Упражнение «Заборчик».
И всех плутишек наказала! Зубы сомкнуты. Губы растягиваются в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

— Р-р-р! Раздвигают пальцы («когти») и рычат, пугая.

 

Совершенствование синтаксической стороны речи.

Для речи ребенка четвертого года жизни характерно постепенное усложнение предложений: увеличивается количество слов и усложняется содержание. В основе этого процесса лежит рост активного словаря. Для того чтобы ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения.

Эффективным средством развития связной речи является рассматривание сюжетных картин. Работа с сюжетной картиной «Выбегай поскорей посмотреть на снегирей» (проводит педагог).

Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (проводит родитель).
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Игра с платочком «Шарик».

Дети кладут платочек на колени.

Надуваем быстро шарик –
Он становится большой.

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Надувают щеки. Выпускают воздух через губы и раскрывают ладони.

Стал шар тонкий и худой.

Расправляют платочек.

Игра с прищепками «Кыш!».

Сильно кусает
Котенок-глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Игра с шестигранным карандашом «Веселые песенки».

Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони.

У ходиков песня такая:
Тик. Тик. Тик.

У птички-синички такая:
Пик. Пик. Пик.

У поросенка такая:
Хрю. Хрю. Хрю.

У ежика песня такая:
Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:
Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая?

Подносят указательный палец любой руки ко рту – «ротик на замочек».

Усвоение морфологических средств языка (разные грамматические формы слов).

  1. Дидактическое упражнение «Что одно, а чего много?»
  2. Дидактическая игра «Чего не стало».
  3. Дидактическое упражнение «Скажи ласково».
  4. Работа с существительными, обозначающими детенышей животных (в родительном и винительном падежах множественного числа). Игра «Дайте мне котят (лисят…)».
  5. Работа с существительными, обозначающими названия посуды (с суффиксами -ик, -иц): чайник, молочник, конфетница, сахарница.

Приобщение детей к художественной литературе.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материалах художественных произведений.

Читать, рассматривать и обсуждать иллюстрации в книгах, заучивать стихи, потешки следует с детьми ежедневно.

Рефлексия

(проводит родитель).

Родителям предлагается на ватмане изобразить солнце, символизирующее команду участников, центр солнца сделать из обведенных детских ладошек, а на расходящихся лучах написать свои впечатления и пожелания по проведенному мероприятию.

Список литературы:

  1. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», «Мозаика – Синтез», 2014
  2. Н.В. Нищева «Наш детский сад 2», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2008
  3. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», издательство «Детство – Пресс», 2012
  4. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет», Творческий центр «Сфера», Москва, 2008

Скачать — Семинар-практикум по развитию речи детей «Говорим и развиваемся» для родителей и детей 2 младшей группы

Автор: Шошина Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ №19 «Березка» ЯМР,
Месторасположение: поселок Козьмодемьянск, Ярославского района, Ярославской области

Дата изменения: 19.01.2021
Дата публикации: 18.02.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *