Воронина Елена Валентиновна
воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад комбинированного вида №13 «Незабудка»
Архангельская обл. г. Северодвинск
Раннее детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 3 лет.
1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность. Поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на 2 группы, размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков — втулочек в отверстие доски.
При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.
Важная роль для сенсорного развития принадлежит дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.
Виды дидактических игр:
Игры — забавы
Настольно — печатные
Словесные
Музыкальные
Обязательным элементом дидактических игр являются:
Познавательный вопрос, проблемная ситуация
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры
Дидактические игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Автор: Воронина Елена Валентиновна
Должность: воспитатель высшей категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №13 «Незабудка»
Месторасположение: Архангельская обл. г. Северодвинск
Конспекты занятий Сенсорное развитие
Шаблоны презентаций PowerPoint Сенсорное развитие
Дата изменения: 21.05.2015
Дата публикации: 21.05.2015