Автор: Тарасова Оксана Олеговна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ № 243 “ Дубравушка”
Месторасположение: г. Ростов-на-Дону, Ростовской области, РФ
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению движений речевого аппарата (т.е. артикуляционной моторики), подготовке кисти руки к письму и значительно повышает работоспособность головного мозга.
Работа по развитию кистей рук должна проводиться систематически по 3-5 минут ежедневно. Этим в детском саду занимаются учитель-логопед и воспитатели на занятиях, в течение всего дня — на прогулке, в перерыве между играми.
Педагоги прорабатывают упражнения сначала индивидуально, оказывая помощь.
По мере освоения упражнений дети переходят к их самостоятельному выполнению. Ваша задача помочь ребенку закрепить приобретенные навыки и проводить эти упражнения и игры дома, в выходные дни.
Очень полезно для ребенка так же выкладывать узоры из пуговиц, бусинок, палочек, крупных семян, камушков, нанизывать пуговицы, колечки, бусы на нитку или проволоку, застегивать и растегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
Прекрасно если ребенок дома играет с мозаикой, конструктором, разрезными картинками (типа «Пазлы»), обводит трафареты и контуры разных предметов, плоских их изображений, штрихует и раскрашивает полученные рисунки.
Не бойтесь ребенку давать ножницы для тренировки в вырезывании из бумаги, картона и ткани.
Предлагаем Вашему вниманию комплекс для самомассажа
кистей и пальцев рук.
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. 5.Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, а затем другой.
7. Разминание кистей правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Очень полезно использовать дома массажный шарик и колечки «Су-джок».
Приобрести его можно в магазине «Медтехника»
Дети очень любят заниматься с этими приспособлениями. Очень простые и доступные упражнения:
1. Покатать массажный мячик по кругу по одной ладошке. » Ежонок катится по полянке«
2. То же упражнение выполняется по другой ладошке.
3. Покатать мячик между ладошками — движение вперед-назад. «Ежонок катится по прямой дорожке»
4. Сжимать мячик в правой ладони 5 раз.
5. Сжимать мячик в левой ладони 5 раз.
6. Положить ладонь на стол, пальцы широко расставить — это дорожки для Ежонка. Покатать мячик по каждому пальчику по тыльной стороне ладони.
7. То же упражнение с другой рукой.
8. Положить мячик на стол. Поднимать его » подъемным краном» — поочередно двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
После этих упражнений массажным колечком делаем расстирание каждого пальца по очереди.
Дата изменения: 02.10.2014
Дата публикации: 02.10.2014