Модель образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Модель организации образовательной деятельности является основой реализации целей и задач образовательного процесса ДОУ, осуществляемой всеми его участниками в соответствии с направлениями развития ребёнка и максимально учитывает особенности не только образовательного учреждения, но и окружающего социума.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности. Одно из них социально-коммуникативное, направлением которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательная деятельность по формированию у дошкольников основ безопасного поведения интегрируется в общую систему работы ДОУ, пронизывая все её направления.

Основной целью образовательной деятельности является:

— формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста, умение применять их в жизненных ситуациях.

Задачи:

— сформировать у детей навыки безопасного взаимодействия с пожароопасными и другими предметами быта, бродячими животными и ядовитыми растениями;

— приобщить детей к здоровому образу жизни, к соблюдению правил медиабезопасности дома и в дошкольном учреждении;

— развивать у детей умения адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, при общении с незнакомыми людьми и во время стихийных бедствий.

Образовательная деятельность предусматривает формирование у дошкольников основ безопасного поведения в следующих условиях (по следующим направлениям):

  • В условиях дорожного движения и в транспорте (Безопасность дорожного движения).
  • В пожароопасных ситуациях, при пожарах (Пожарная безопасность).
  • В быту и в природе (Средовая безопасность).
  • В социуме (Безопасность коммуникаций).
  • В информационной среде (Информационная безопасность, медиабезопасность).

Модель образовательной деятельности включает:

— участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей) и организованное взаимодействие между ними;

— предметно-развивающую среду: игры-ситуации, дидактические игры, книги, раскраски, модели, наглядный демонстрационный материал, макеты, комплексы занимательных игр и упражнений;

— педагогические технологии обучения, которые направлены на формирование системы ценностей, где приоритетным является жизнь и здоровье каждого человека.

При построении образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения у дошкольников мы используем следующие педагогические подходы.

Личностно-ориентированный подход. При организации образовательной деятельности по безопасности, педагог совместно с детьми ставит цели и реализует их. Равноправное взаимодействие ребёнка и воспитателя даёт возможности для их взаимного развития и самосовершенствования, выявляет ранее использованные ресурсы. Педагогический процесс ориентирован на развитие личностных качеств каждого ребёнка, при этом он эффективен лишь при условии активности и ребёнка и педагога.

Культурологический подход. Происходит воспитание культуры безопасности жизнедеятельности: формирование системы представлений, ценностей и потребностей; знаний, умений и навыков деятельности, обеспечивающих безопасное взаимодействие в социальной и природной среде, его способность интерпретировать полученные знания на основе рефлексии.

Деятельностно-рефлексивный подход. Освоение способов безопасного взаимодействия в окружающей среде возможно только в процессе разнообразной деятельности, поэтому процесс обучения основывается на совместной с взрослыми, а затем самостоятельной деятельности ребёнка. Для дошкольников это в первую очередь игровая деятельность, в ходе которой можно проигрывать и прочувствовать самые разнообразные ситуации, а также художественная, физическая, музыкальная и другие виды деятельности. В ходе направленной совместной деятельности происходит воспитание культуры взаимодействия с другими людьми, контакт с природными объектами, деятельность в многообразной предметно-развивавющей среде учит видеть опасность и давать им оценку. Такое обучение позволяет приобрести опыт действий в различных, в том числе опасных ситуациях, опыт взаимодействия детей друг с другом и с предметной средой.

Образовательный процесс в ДОУ строится на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов воспитания и обучения, обеспечивающих развитие ребёнка, с учётом специфики и направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

В образовательном процессе используются различные организационные формы совместной деятельности педагога и детей, такие как, КВН, викторины, конкурсы, театрализованная деятельность, игры-занятия, экскурсии и наблюдения, беседы и чтение литературных произведений, а также формы организации самостоятельной деятельности детей – игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры.

Кроме того, формирование основ безопасности осуществляется через разные виды детской деятельности (изобразительную деятельность, художественный труд, ознакомление с окружающим и др.) и многие режимные моменты (оздоровительные и закаливающие мероприятия, прогулку, подготовку ко сну, уход домой).

Таким образом, формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе неразрывно связано со всеми видами детской деятельности и является неотъемлемой частью воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста.

Скачать — Модель образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Автор: Кириченко Галина Павловна
Должность: руководитель
Место работы: СП «Детский сад Крепыш» ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево
Месторасположение: Самарская область, город Похвистнево

Дата изменения: 10.12.2017
Дата публикации: 10.12.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *