Конспект развлечения на тему: «Нарспи» в неделе чувашской культуры приуроченному году К.В.Иванова в Чувашские Республики

Нарсова Валентина Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
г. Козловка, Чувашская Республика

Тема: «Нарспи».

Задача: знакомство с ярким произведением чувашского искусства, поэмой К.В. Иванова «Нарспи» через участие детей в творческом «прочтении» некоторых отрывков поэмы в ровных видах художественной деятельности.

На доске — панно «Сильби» и портрет Нарспи народного художника Чувашии Петра Сизова.

Художественный материал: Портрет К.Иванова; поэма К.Иванова «Нарспи» /фрагменты из поэмы/; -Г. Хирбю Сцена свадьба из оперы «Нарспи», В.Иванишин Прелюдия из сюиты «Сильби», «Колыбельная» муз. Н.Казакова, репродукции картин, иллюстрации к поэме «Нарспи» К.Иванова; панно «Сильби»; портрет поэта П.Хузангая; портрет композитора Г.Хирбю.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Кто это, Вы узнали его? (воспитатель показывает портрет К.Иванова в юности).

Дети: Это Константин Иванов, он чувашский поэт.

Воспитатель: Кто написал книгу о Нарспи? Как называется деревня, в которой выросла Нарспи?

Дети: Книгу написал Константин Иванов, а деревня, в которой жила Нарспи называется Сильби.

Воспитатель: О чем нам говорит название деревни Сильби /Сильпи/,если мы вслушиваемся в окончание слова Сильпи?

Дети: Пи, пике — красивая,…там очень красиво. (Воспитатель называет родственные Сильпи слова-имена: Илемпи, Эльпи, у всех окончание —ПИ, ПИКЕ- красавица, сударыня, такой же красивой и была деревня Сильпи).

Воспитатель: Кто расскажет строки из поэмы «Нарспи» о красоте Сильпи?

Мы с вами учили отрывки из поэмы.

Дети вспоминают:

Месяц март к концу приходит,

Светит солнышко нежней,

А в селе Сильби чувашском

Начал таять снег дружней.

Почернели косогоры,

Под живительным огнем

На лугах трава густая

Пробивается кругом.

Плача, вдаль зима уходит,

Хоть была люта, грозна,

И холодные льет слезы

О прошедших днях она.

***

Вдоль по улице ребята

Побежали босиком,

Наступила всем на радость долгожданная весна…

Воспитатель: А кто расскажет отрывок из поэмы на чувашском языке?

Дети читают отрывок из поэмы на чувашском языке:

Пуш уйахен весенче

Хевел пахре ашатса,

Силпи чаваш яленче

Юр ирелче васкаса.

***

Килче ыра суркунне,

Килче, яче ашатса.

Хевел савать тенчене,

Хел айхинчен варатса.

Воспитатель: Почему вся история Нарспи проходит весной и в начале лета?

Дети отмечают веселые хороводы, праздники на природе, и вокруг красоту.

Воспитатель, продолжая ответы детей, тоже говорит о том, что именно весной все расцветает: и природа, и человек,- все живет ожиданием доброго и хорошего.

В.Иванишин, Прелюдия «Сильби» -слушание.

На фоне звучания музыки воспитатель читает:

Ожил темный лес, зеленой

Покрывается листвой.

Степь вдали зазеленела

И гордится красотой.

Ароматом нежным, сладким

Внешний воздух напоен.

Всюду птицы распевают,

И приятный всюду звон.

Слышны жаворонка трели

В поднебесной синеве.

Бойко прыгают ягнята

На шелковой мураве.

Пастушонок на свирели

Ладит песенки в степи;

Ждет обеда он и часто

Смотрит в сторону Сильби.

Семсе курак сийенче

Путек — сурах сиккелет.

Хай кетеве патенче

Ача шахличе калать,

Хыраме пит выснипе

Силпи ялнелле пахать.

Воспитатель: Как красиво звучат стихотворения и на русском и на чувашском языке (воспитатель показывает детям иллюстрацию к поэме «Нарспи»-«Пастушок» П.Сизова.)

Дети читают отрывки о Сильби с переводом.

Силпи яле-пуян ял,

Ларать варман ашенче .

Кантур пекех сурчесем

Ват йамрасем айенче.

***

А живут в Сильби богато:

Не один там встретишь дом-

Под прохладой старых ветел-

Наподобие холмов.

***

А вокруг домов —заборы

Крепостной стоят стеной;

И у каждого ворота

С разузоренной резьбой.

Читая стихи, воспитатель постоянно обращается к панно, фрагментам панно, которые являются иллюстрацией к стихам. Читается о речке с зеленными берегами:

Воспитатель: Близ села шумливо, быстро

Речка резвая бежит.

Солнце славно вышивая,

По воде лучом скользит.

Синеву небес колышет

Зыбь, прозрачна и светла.

На себя любуясь, смотрит

В заводь старая ветла.

Воспитатель: Почему стихи из поэмы «Нарспи» К.Иванова так быстро и хорошо запоминаются?

Дети отмечают музыкальность стихов, «читаются как музыка». Все читают «музыкально», то есть выразительно:

Воспитатель показывает портрет Нарспи- как она прекрасна, на голове у нее национальный головной убор «тухья» и читает стихи о Нарспи.

Ешел курак хушшинче

Сап-сара чечек усет,

Асла Силпи яленче

Нарспи ятла хер усеет.

***

Одуванчик ярко- желтый

Среди травы растет в степи.

А в Сильби растет девица

С редким именем Нарспи…

На лицо она прекрасна,

Как цветочек полевой.

Очи-черные агаты-

Блещут силой огневой.

Вьется локон своевольный,

От косы спускаясь вниз.

В лад с походкою девичьей

Раздается звон монист.

Воспитатель: Эти стихи читаются как чувашская мелодия, но ведь мы читаем на русском языке; кто же так музыкально перевел чувашские стихи на русский язык?

Дети: Чувашский поэт Петр Хузангай.

Воспитатель, показывая его портрет, говорит о том, что поэму «Нарспи» на русский язык перевел тоже народный поэт Чувашии Педер Хузангай, поэтому так просто, красиво и музыкально звучат эти стихи.

«Колыбельная». Музыка Н.Казакова, стихи П. Хузангая.

Воспитатель: А сейчас послушаем чувашскую колыбельную песню, которую Нарспи услышала впервые в жизни в детстве.

(Воспитатель слушает вместе с детьми, или напевает ее сам, говорит, что вся история Нарспи звучит в музыке в опере чувашского композитора Григория Хирбю , показывает портрет композитора Г. Хирбю).

Воспитатель: Кто знает истории Нарспи? Дети, конечно, вы пока не читали книгу и не знаете всего содержания поэмы, как двое молодых — Нарспи и Сетнер любят друг друга. Вот и на нашем панно показана их последняя встреча у родника. (показывает фрагмент из поэмы последняя встреча у родника Сетнера и Нарспи). А на утро Нарспи насильно выдают замуж за нелюбимого человека, будет свадьба. Чувашская свадьба — это настоящий праздник, как настоящий спектакль, где песни, пляски, слова ведущих — для всей деревни.

Чувашская свадьба.

Воспитатель: Давайте вспомним стихи о свадьбе.

Дети читают стихи о чувашской свадьбе.

В белоснежных новых платьях

Вышли люди со двора;

Вышли чинно и степенно

И пошли на пир с утра.

— Вот так свадьба! Наша свадьба

И шумна, и весела.-

С Туригаса раздается

Гром и звон на полсела.

Воспитатель: Но эти стихи не про свадьбу Нарспи и Сетнера. Родители выдали Нарспи замуж за старого купца и Нарспи стала очень несчастна!

Обобщение: История Нарспи проходит в песнях, стихах на весенней природе. Поэму написал поэт, а мы ее воспринимаем как народное сказание.

Константин Иванов — знаменитый чувашский поэт. Он писал очень много стихотворений, потешек, сказок, пословиц и поговорок.

В городе Чебоксары в честь его имени названа улица и установлен памятник (воспитатель показывает фото с изображением памятника К. Иванову в г. Чебоксары, и изображение памятника, установленного на его могиле в Салакбаше).

Автор: Нарсова Валентина Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
Месторасположение: г. Козловка, Чувашская Республика
Конспекты занятий «Нарспи» в неделе чувашской культуры
Шаблоны презентаций PowerPoint «Нарспи» в неделе чувашской культуры

Дата изменения: 23.04.2015
Дата публикации: 23.04.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *