Вид практики «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта».
Организация культурной практики в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы (п.9.2) была обозначена тема инновационного опыта работы. Наш выбор был обоснован концептуальными позициями реализуемой в ДОУ много лет авторской комплексной программы «Детство». Научной базой ее является идея развития ребенка как субъекта детской деятельности.
Научных исследований по организации культурных практик, к сожалению, слишком мало, и встречаются они, в основном в культурологии. Это работы Джорджа Брунера, Натальи Борисовны Крыловой, Маргариты Юрьевны Гудовой.
Определение понятия «культурная практика» сложно и объемно.
Это – ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах и сообществах, с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Этот опыт может быть, как позитивным (доброжелательности, любви, дружбы, заботы), так и негативным (обиды, грубости, протеста). От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, жизненные ценности, дальнейшая судьба.
Другими словами, культурная практика – это освоение личного жизненного опыта ребенка, опыта общения и взаимодействия с разными людьми. Этот опыт может быть и позитивным, и негативным, формироваться обыденно и стихийно, или при воздействии взрослого.
Это опыт разнообразных действий: игровых, социально – ориентированных, коммуникативных, исследовательских, художественных, трудовых и т. п.
Выделяют несколько видов культурных практик. Содержание их раскрыто авторами программы «Детство», а также в исследованиях Натальи Борисовны Крыловой и Маргариты Юрьевны Гудовой.
К сожалению, практических рекомендаций очень мало. Нас заинтересовала разработка практического материала в процессе создания «Ситуаций общения и накопления положительно социально- эмоционального опыта».
При углубленном изучении проблемы организации культурных практик, можно отметить, что некоторые авторы употребляют термин «культурная практика» в аналогии с кружковой работой. Чтобы определиться в сходствах и различиях, мы провели сравнительный анализ данных понятий.
Если мы рассматриваем кружковую работу как разновидность совместной деятельности педагога с ребенком, то при условии соблюдения личностно – ориентированного подхода к организации этой деятельности, есть как сходства, так и различия.
В результате сравнения нами сделан вывод:
- Культурная практика и кружковая работа – это деятельность, только практика ребенка — это самостоятельное приобретение и усвоение его личного опыта в ходе какой – то деятельности, а кружковая работа – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на достижение определенных целей.
- Кружковая работа является одним из условий и предпосылкой формирования личностно значимой практики ребенка.
Педагог определяет для себя, в каком направлении и в какой деятельности он хотел бы сформировать опыт ребенка. А будет ли он приобретен самим ребенком, зависит только от него, его интересов, потребностей, замыслов.
Представляем модель создания условий для формирования культурных практик у ребенка, из которой следует, что данные практики есть сущность воспитания ребенка как субъекта деятельности.
Педагог, как субъект взаимодействия, создает различные условия для формирования практик ребенка в разных видах деятельности, направлениях развития, при организации целостного педагогического процесса и при участии ближайшего окружения ребенка.
Педагогические находки, накопленные в результате организации культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта».
Разработан перспективный план организации практики для старшей группы на учебный год.
Скачать перспективный план — здесь
Оформлен уголок вежливых детей, в котором собран основной дидактический материал по теме практики.
Умению рефлексировать, анализировать и оценивать свои поступки и внешний вид дети обучаются через «Экран «Мои поступки» и «Модель самоконтроля внешнего вида», с которой работают по определенному алгоритму.
Это пособие помогает совместно с детьми обсуждать, устанавливать и регулировать правила поведения детей в группе.
Создание проблемных образовательных ситуаций на практике является одним из самых эффективных средств формирования культурного опыта ребенка. Эти ситуации могут возникнуть стихийно в течение дня, а могут быть специально организованы воспитателем. В этом помогает подборка иллюстраций.
В ходе обсуждения содержания картинок по правилам поведения в общественных местах дети учатся обращаться к своему личному опыту, вспоминая случаи из жизни. Таким образом, идет накопление культурной практики ребенка.
Словарь «волшебных слов» постепенно накапливается информацией от опыта детей и с помощью родителей. На обратной стороне карточки представлены варианты использования данной фразы в разных ситуациях.
Созданная картотека помогает педагогу в подборе ситуаций при плановой их организации, либо в практическом использовании детьми через инсценирование.
Копилка правильных поступков постоянно пополняется силами детей, их родителей и педагогов ДОУ, которые работают с детьми нашей группы.
Одна из любимых детьми и родителями рубрика «Рассуждалки-объяснялки» постоянно обновляется новой тематикой.
Данная рубрика представлена в родительском уголке и на блоге группы. Цель – повышение компетентности родителей в вопросах воспитания этикетного поведения детей. Также постоянно обновляется.
Папки-передвижки используются с этой же целью.
Проблемной зоной остаётся поиск эффективных форм взаимодействия с семьёй.
Нами определены задачи и разработаны формы сотрудничества с родителями по данной проблеме.
Автор: Назаркевич Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ДС № 364 г. Челябинск»
Месторасположение: г. Челябинск
Дата изменения: 18.11.2016
Дата публикации: 18.11.2016