Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Название: Доклад «Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары, Старшая группа
Автор: Степанова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Место работы: СП «Детский сад» ГБОУ СОШ
Месторасположение: п.г.т. Балашейка, Самарская область, Сызранский район

 

Доклад

Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

 

2015 год был объявлен годом литературы и в этом же году исполнилась историческая дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эти два знаменательных события в жизни нашей страны подвинули меня на проведение целенаправленной работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне для нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед нами, взрослыми, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой, так как художественная книга для ребенка — это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

В своей работе с детьми я использовала литературу самого разного объема, формы и стиля.

Стихи о Великой Отечественной Войне на мой взгляд являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Использовала рассказы по военной тематике:

  • Л. Кассиля «Твои защитники»;
  • Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне».
  • Митяев «Почему Армия всем родная».

Рассказы о Великой отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, позволяют знакомить современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех расс и национальностей.

После прочтения произведений провожу беседы о смысле данных произведениях, их героев, их подвигах. Выбираю важные отрывки из рассказов для пересказа с детьми.

Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине я использовала для иллюстрации положительных качеств, таких как дружба и взаимопомощь; геройство русского народа (например, «Сам погибай, а товарища выручай!», «Жить – Родине служить!» и др.).

Моя целенаправленная работа осуществлялась не только на специально организованное занятиях, но и на прогулках, повседневной жизни, на экскурсиях к обелиску и также как часть других занятий.

Организовывалась экскурсия в местную библиотеку «ДК Юность». В ходи которой мы с детьми посетили выставку книг по теме «Великая Отечественная война в художественной литературе». Библиотекарь читал детям произведения местных героев ВОВ.

В рамках занятий по ознакомления с окружающим, природой, литературой дети слушали различные произведения, беседовали со мной, рассказывали свои впечатления, заучивали наизусть и пересказывали интересные моменты.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военного героизма) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух рассказов, я использовала наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки о Великой Отечественной войне.

В завершение моей целенаправленной работы к 9 маю было проведено итоговое занятие, на котором дети продемонстрировали свои знания о Великой Отечественной войне. В конце занятия дети нарисовали праздничный салют, и мы оформили выставку детских рисунков для родителей. В районном конкурсе методических разработок к 70 — летию победы в Великой Отечественной Войне моя разработка этого занятия заняла 2 место.

Ежегодно наш детский сад участвует во всероссийской акции «Читаем детям о войне». За проделанную работу коллектив нашего сада был удостоен диплома «Читаем детям о Войне». Так же ежегодно к 9 маю в нашем детском саду проводится праздники посвящённые «Победе в Великой Отечественной Войне».

В результате моей целенаправленной работы у детей появился интерес к самостоятельному рассматриваю книг по военной тематике, рассказываю историй о своих прабабушках и прадедушках.

Благодаря систематическому ознакомлению детей с художественными произведениями о войне я доказала воспитательную силу художественной литературы, направленную на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствовали пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Дата изменения: 11.01.2017
Дата публикации: 11.01.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *