I. Организация задания.
Организуя трудовое задание, воспитатель решает две группы задач.
1. Ребенка следует научить выполнять задание: принять поставленную задачу, овладеть трудовыми умениями, необходимыми для конкретного задания, достичь поставленной цели (планируемого результата деятельности).
2. При выполнении задания следует воспитывать необходимые нравственные и нравственно-волевые качества: самостоятельность, исполнительность, послушание, целенаправленность, деловитость, трудолюбие, аккуратность, бережливость, взаимопомощь, которые, прежде всего, связаны с воспитанием правильного отношения к труду, желания трудиться.
II. Постановка задачи.
При постановке трудовой задачи перед детьми воспитатель вызывает у ребенка желание охотно включаться в трудовую деятельность. Если цель ставится перед детьми младшего дошкольного возраста, то воспитатель может сам начать работу и предложить им продолжить ее, показывая, какие конкретные трудовые действия они должны выполнять. Если ребенок охотно берется за дело, следует обязательно похвалить его: «Какой ты молодец, что согласился помочь мне». Малышам обычно предлагается предстоящая работа: «Ира, хочешь мне помочь, хочешь вместе со мной поработать?» С предложением о помощи обращаются индивидуально к каждому ребенку с конкретными указаниями того, что следует сделать: «Саша возьмет совок, Игорек тоже; будем собирать песок».
В средней группе чередуются формы предложения и требования, особенно в тех, случаях, когда воспитатель чувствует, что ребенок может отказаться. Поставленная задача обязательно мотивируется, зачем, кому нужна предстоящая работа: «Тяжело одной», «Цветы завянут и погибнут», «Чтобы было чисто», «У взрослых много работы». Охотное желание ребенка включиться в труд обязательно оценивается положительно в присутствии всех детей. Если положительная оценка педагога вызывает желание включиться в труд и других детей, следует их также поощрить и обязательно найти им дело.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель ставит ребенка в условия необходимости выполнения поставленной задачи, (речь идет об индивидуальном поручении).
Предлагая старшему дошкольнику какое-либо дело, учитывается относительная самостоятельность детей, ответственность, осознание ими предстоящего дела, значение его для других людей. «Надо подмести веранду. Вчера все ушли домой и забыли убрать, поэтому подмети, пожалуйста, Сережа. Там нельзя сейчас играть».
Если поручение дается нескольким воспитанникам, то детям младшего и среднего дошкольного возраста следует определить цель индивидуально: «Ты Маша, будешь собирать листья в ведерко и приносить сюда», «Ты Игорек, будешь в эту корзину складывать мусор и высыпать тоже сюда», «Лена будет собирать листочки», «Мы все будем сейчас убирать сор с участка, чтобы стало чисто». Детям старшего дошкольного возраста можно поставить общую цель, а они сами договорятся, кто и что будет делать. Здесь возможно право выбора. Например: «На веранде скопилось много песка. Ира, Саша, Максим сегодня подметут ее. Договоритесь сами, кто с какой стороны начнет работать. Подумайте, в какую сторону вы начнете выметать песок, мусор». Воспитатель помогает, если в этом есть необходимость. Он поощряет правильное решение детей, дружное распределение ими работы. Если педагог не уверен в том, что ребенок твердо усвоил последовательность предстоящей работы, то предлагает ему: «Расскажи, как ты будешь выполнять задание, что сделаешь сначала, что потом».
III. Закрепление навыков работы.
При выполнении задания у ребенка закрепляют имеющиеся навыки работы, учат его выполнять задание старательно, аккуратно, своевременно, не отвлекаясь на другие занятия.
Воспитатель вызывает у ребенка интерес к работе, желание научиться хорошо, выполнять то, что ему поручается.
С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель, как правило, трудится вместе. Проводимая работа сопровождается объяснением педагога, проявлением интереса к деятельности ребенка, оценкой промежуточного результата труда, его качества.
В средней группе воспитатель сначала убеждается в наличии умений детей для выполнения работы, в прочном или непрочном их усвоении. Это определяет уровень его участия в деятельности ребенка, в предоставлении ему самостоятельности действий. Педагог должен присутствовать при работе детей до ее завершения. Это для ребенка положительный стимул в работе, так как он желает получить положительную оценку. Воспитатель приучает к аккуратности, бережному использованию того, что нужно для труда. Дети овладевают правилом: каждая вещь, предмет имеет свое место. Оборудование для труда тщательно приводится в порядок, просушивается, укладывается на место. Непосредственное участие в этом принимает воспитатель. В старшей группе педагог может не всегда находиться рядом с работающим ребенком, но постоянный контроль его обязателен. Иногда полезно организовать наблюдение за выполнением задания кого-то из сверстников: «Посмотрим и поучимся у Сережи, как надо очищать лопатки. Смотрите, как ловко у него это получается!»
Воспитатель закрепляет навыки аккуратного, бережного обращения с оборудованием, материалами, пособиями, инструментами во время работы. Заботится о целесообразном и удобном их расположении. Положительная оценка промежуточных результатов используется и в работе со старшими дошкольниками. Предметом оценки являются взаимоотношения детей в совместной деятельности: дружелюбие, взаимопомощь, умение трудиться рядом, не мешая, друг другу, способность вовремя помочь.
IV. Завершение работы и достижение результата деятельности.
По завершению работы малышей воспитатель обращает внимание детей на результат и смысл их деятельности. Сделать это необходимо эмоционально, положительно оценив проявленные ребенком качества в труде: «Старался делать, как я показывала, не отвлекался, аккуратно выполнил задание», «Не налил, не напачкал» и т.п.
Детям среднего возраста рассказывают, что они делали и зачем, поощряют при этом правильные ответы детей, оценивают те качества, которые помогли ребенку справиться с заданием. Если ребенок справился с заданием с трудом, много отвлекался, необходимо серьезно проанализировать его работу. Хорошо использовать для этого игрушки бибабо, которые удержат внимание ребенка при анализе того, как следует делать.
Занимательный, проводимый в игровой форме анализ позволяет воспитателю рассказать, как надо было делать, чтобы получилось лучше.
В старшей группе спрашивают самих детей, как они оценивают достигнутый результат: «Ты сам доволен, как сделал?» Воспитатель в оценке результатов обязательно показывает проявленные ребенком качества, умения, отмечает стремление хорошо выполнить работу.
Название: Памятка для воспитателей по организации и проведению трудовых поручений
Автор: Козулина Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Дата изменения: 22.08.2015
Дата публикации: 22.08.2015