Презентация на тему: «Воспитательный потенциал притч в образовательном пространстве школы».

Автор: Якимова Елена Владимировна
Должность: воспитатель «социально-математического отделения»
Место работы: МАОУ СОШ «Комплекс «Гармония»
Месторасположение: г. Великий Новгород, Россия

Для успешной реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам второго поколения, я активно внедряю в свою работу по духовно-нравственному воспитанию метод притч.

Тема моего выступления: «Воспитательный потенциал притч в образовательном пространстве школы».

Само значение слова ПРИТЧА в русском языке (от «течь/идти» или «ткнуть/встретиться») — «припутное изречение», т.е. такое, которое служит указанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.

Определений притч много. Я выбрала одно, наиболее краткое и содержательное.

Притча — короткий назидательный рассказ в стихах или прозе в аллегорической, иносказательной форме (имеющая скрытый смысл), заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Немного истории. Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник».

Секрет популярности притч кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в ее доступности к пониманию для любого слушателя. Язык притч прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла. В притче нет указаний на место и время действия. Как правило, нет характеров. Действующие лица обычно безымянны, схематичны, не имеют ни внешних черт, ни «характера». Притча не изображает, а скорее сообщает.

В самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель для себя и дать ответ на поставленный вопрос.

Чаще мы находим темы притч — правда и кривда, справедливость и наказание, жизнь и смерть, человек и бог.

В литературе притчи делятся по классификациям:

Притчи —поговорки

Эти притчи представляют собой живописные образные сравнения, содержат не более одного глагола; мудрость их выражена в предельно лаконичной форме. К ним можно отнести слова Христа: «Никто не может служить двум господам…»

Простые притчи

Этот вид притч напоминает маленький этюд, мимолетную зарисовку, знакомую всем историю, действие которой происходит в настоящем времени. Притчи такого рода рассказывают о жизненном опыте простых людей.

Повествовательные

Притчи этого класса выстроены на каком-то особом случае, совершившемся в прошедшем времени. В них намечены контуры характеров действующих лиц, присутствует завязка, развитие действия, кульминация и концовка. Используется закон повторения для акцентирования основополагающей мысли.

В процессе работы, а точнее во время введения в школьную жизнь учащихся 1 класса, я увидела необходимость во внедрении приема притч. Разделила их по двум направлениям:

Притча — зеркало

Смысл притчи каждый понимает по-своему в зависимости от ситуации. Читая притчу, мы сравниваем с повествованием свои мысли и переживания. Ассоциации, которые вызывает у нас притча, говорят о наших конфликтах, точнее ситуациях и желаниях, история становится зеркалом, в котором отражается наше внутреннее состояние.

Притча — копилка опыта

Притчи легко запоминаются и продолжают воздействовать на нас в повседневной жизни. Когда мы сталкиваемся с ситуацией, которая напоминает историю из притчи, мы можем применить усвоенные установки на практике. А новая ситуация поможет увидеть новый смысл в уже знакомой притче.

Мною как педагогом разработаны несколько этапов внедрения притч в воспитательный процесс обучения учащихся.

На 1-ом этапе — Подборка притч для детей /исходя из ситуаций сложившихся во время нахождения учащихся в школе, педагогического опыта работы/

На 2-ом этапе — Знакомство учащихся с притчей, во внеурочное время, обсуждение прочитанного.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка

обязательно вырастут и дадут свои плоды.

3 этап — Иллюстрирование учащимися особо понравившихся по сюжету/содержанию притч

4 этап — Самостоятельная подборка притч /не без помощи родителей/

5 этап — Заслушивание и обсуждение подготовленных притч в классе

6 этап — Составление «Книги притч» 1 «в» класса

Но это не является еще конечным этапом в работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Нам не раз придется возращаться к жанру притч, дополнять банк данных по сложившимся жизненым ситуациям в процессе общения.

Ведь притча — эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит находить решение проблем.

В завершении своего выступления хочу вам прочитать современную притчу

ШКОЛА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Джордж X. Ривирс

Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.

Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки в этой школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой утки.

Кролик сначала был» лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.

Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

Есть ли у этой басни мораль?

Автор: Якимова Елена Владимировна
Должность: воспитатель «социально-математического отделения»
Место работы: МАОУ СОШ «Комплекс «Гармония»
Месторасположение: г. Великий Новгород, Россия

Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 28.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *