Срок реализации: 2012-2015 гг.
Возраст: 4-17 лет
Пояснительная записка
Выбор профессии определяет судьбу человека. Неудачно принятое решение часто приводит к трагическим последствиям, и, наоборот, успешное профессиональное самоопределение — это активная, творческая, счастливая жизнь. Важно, чтобы молодой человек не ошибся в своем выборе.
Поэтому подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии — важная социально-педагогическая задача детского дома.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор — одна из ключевых компетенций современного выпускника. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое развитие. Мы должны готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и государство.
В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практическими не связанными: примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% учащихся НПО ежегодно оказываются, не востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений жизни.
Задача сегодняшнего дня нашего учреждения — создать условия для открытия каждым воспитанником себя, то есть своего потенциала и всех его сторон.
Нестабильное социальное положение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, порождает огромное количество детей, совершенно не подготовленных к будущей жизни. Выпускники детских домов должны знать и уметь, все то, что умеют и знают дети из благополучных семей. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, организации быта, уметь выбрать свою будущую профессию в соответствии со своими интересами, знаниями, умениями и возможностями.
Серьезная задача для наших ребят — это правильно выбрать профессию. К сожалению, невысокий уровень знаний выпускников сужает границы возможного для них. Поэтому вопрос профессионального определения не должен быть формальным, наоборот, необходимо все более тщательное его прорабатывание для принятия оптимального решения по каждому ребенку. Низкий уровень знаний, не оправдывает однообразия устройства выпускников в училища начального профессионального образования. Ведь зачастую у ребят есть способности к творчеству, таланты, пусть не в физико-математических науках, а в танцах, спорте, рукоделии и т. д. А возможно это может стать первым шагом при выборе профессии, надо лишь подтолкнуть ребенка. К выпуску из детского дома дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии безработицы.
Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения воспитанников, можно выделить:
— отсутствие у воспитанников информации о ситуации на рынке труда;
— низкий уровень знаний;
— неумение соотнести выбор профессии со своим состоянием здоровья, способностями и потребностями;
— недостаточный уровень сформированности трудовых навыков;
— пассивная потребительская позиция воспитанников;
— социальная незрелость воспитанников, неготовность к принятию решения и новой социальной активности и ряд других.
Так, за пять лет работы по программе «Мы и наша профессия» из 21 выпускника учреждения: 11 (52,3 %) — закончили обучение, 2 (9,5 %) — получают второе образование, 6 (28,6 %) — продолжают обучение;7 (33,3 %) — трудоустроены , 3 (14,3 %) — не закончили обучение.
Наблюдается положительная тенденция: поступление выпускников в высшие (2 чел.) и средние специальные учебные заведения (5 чел.), получение воспитанниками второго образования (2 чел.) и успешное трудоустройство.
Необходимо отметить, что администрация учреждения, социальные педагоги тесно взаимодействуют с учебными учреждениями, в которых обучаются выпускники детского дома, оказывают необходимую помощь в решении возникающих вопросов (денежные выплаты, переоформление пенсий, льготы и т. д.), а после окончания помогают в трудоустройстве, получении жилья и др.
Таким образом, в детском доме удалось создать такие условия, которые способствуют развитию потенциальных возможностей каждого воспитанника, помогают им преодолеть трудности и проблемы, возникшие в результате пребывания в сложных жизненных обстоятельствах до поступления в детский дом, и при выпуске — помогающие успешно адаптироваться в обществе.
Результаты работы позволяют сделать вывод, что целенаправленная педагогическая деятельность по созданию условий для трудовой и начальной профессиональной подготовки подростков детского дома приводят к важнейшему результату — формированию стремления и умения подростков совершать выбор, реализовать себя в предложенных видах деятельности, в социуме.
Создание системы в работе, способствующей успешной адаптации выпускников детского дома в социуме является крайне важной и неотложной, что позволяет:
1. Сохранить у подростков потенциал к социальной адаптации, накопленный за период пребывания в детском доме.
2. Обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государства на
содержание воспитанников в детском доме.
3. Повысить социальный статус детского дома в глазах общественности.
В тоже время был выявлен ряд проблем. Не все выпускники детского дома, могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, не осознают, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии безработицы. Поэтому начинать работу по профориентации необходимо с младшего школьного возраста, а с воспитанниками 7-11 классов выходить на новый уровень работы по профессиональному самоопределению — метод профессиональных проб, целью которого для подростка является «примерка» профессии «на себя».
Организация профессиональных проб — важнейшая задача профориентации. Профессиональные пробы — это проф. испытание, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии, то есть профессиональному самоопределению.
Через профессиональные пробы, осуществляется ознакомление в реальной, а не в игровой деятельности. Профессиональные пробы имеют различные формы реализации: кружковые и клубные занятия, общественно-производительный труд, производственная практика на предприятии, работа в мастерских.
Важная задача профессиональных проб — включить воспитанника в реальные трудовые отношения, сформировать готовность к самостоятельному и обоснованному выбору профессии. По итогам профессиональных проб воспитанники должны знать:
— содержание, характер труда, в той сфере деятельности, где они пробуют профессиональные способности;
— требования, предъявляемые к профессиональным качествам;
— общие теоретические сведения, связанные с характером воспитательной работы;
— технологию выполнения профессиональной пробы;
— правила безопасности труда;
— инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.
должны уметь:
— выполнять простейшие операции;
— пользоваться инструментом, материалом, документацией;
— выполнять правила безопасности труда;
— выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
— соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Поэтому подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение — остаются приоритетным направлением в работе педагогического коллектива детского дома «Родничок».
В целях выработки у воспитанников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда будет продолжена работа по программе «Мы и наша профессия».
Цель программы: формирование у воспитанников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Д ля достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции воспитанников посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями.
2. Формирование у воспитанников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомление воспитанников со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
4. Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса.
5. Оказание дополнительной поддержки в трудоустройстве воспитанников-учащихся классов 7-8 видов.
Срок реализации программы: 2012-2015 гг.
Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание и профессиональное самоопределение.
Решение задач профориентации в учреждении осуществляется в различных видах деятельности воспитанников:
— Познавательной;
— Общественно-полезной;
— Коммуникативной;
— Игровой;
— Производительном труде.
Основными формами профессионального самоопределения являются:
— профинформация;
— профконсультирование;
— профдиагностика;
— занятия с элементами тренинга.
Профдиагностика предполагает изучение индивидуальных способностей воспитанников для определения сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида /методики: «Мои способности», «ДДО», «Опросник профессиональных предпочтений», «Профессиональная ориентация», «Матрица выбора профессии»/.
Профинформация — это формирование представления о том, какие профессии относятся к каждому типу /человек-человек, человек-техника и т. д./. Информирование, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать воспитанник, чтобы овладеть той или иной профессией. Изучение словаря профессий.
Профконсультация предлагает консультацию после пройденной диагностики. Консультация о какой-либо профессии по результатам тестирования.
Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения. Она помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих способностей и возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.
Методическое обеспечение программы:
Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:
— личностно-ориентированного подхода;
— природосообразности;
— культуросообразности;
— добровольности;
— систематичности, последовательности и наглядности;
— свободы выбора, решений и самостоятельности в их реализации.
Методы, используемые при реализации программы:
— метод убеждения (словесные разъяснения, убеждения, требования);
— методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
— методы стимулирования поведения (похвала, поощрения, взаимооценка).
и формы работы:
— экскурсии;
— встречи;
— профориентационные игры;
— занятия в детских творческих объединениях в учреждении и вне;
— мероприятия в группах;
— дискуссии;
— оформление информационных стендов;
— выставка рисунков;
— конкурсы;
— лекции;
— выставка литературы о профессиях;
— посещение «ярмарок профессий»;
— проф. диагностика, профконсультация для воспитанников;
— обучение на курсах профессиональной подготовки;
— занятия в учебных кабинетах.
Структура деятельности педагогического коллектива по организации и проведению профориентационной работы в учреждении
Директор:
— осуществление взаимодействия субъектов, ответственных за
педагогическую поддержку самоопределения воспитанников с целью согласования и координации их деятельности;
— поддержание связей учреждения с социальными партнерами,
влияющими на самоопределение воспитанников;
— планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности к профессиональному самоопределению;
— организация летней трудовой занятости.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
— проведение педагогических советов, производственных совещаний по
проблеме профессионального самоопределения воспитанников;
— осуществление контроля за ведением профориентационной работы в
учреждении;
— осуществление анализа и коррекция деятельности педагогического
коллектива по данному направлению.
Воспитатели:
— способствуют развитию познавательного интереса, творческой
направленности личности воспитанника, используя различные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, круглые столы, конференции, конкурсы стенных газет и т. д.
— обеспечивают профориентационную направленность воспитательных
часов, формируют у воспитанников общетрудовые, профессионально важные навыки;
— способствуют формированию у воспитанников адекватной
самооценки;
— проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей
воспитанников;
— оказывают помощь психологу в проведении анкетирования
воспитанников по проблеме самоопределения.
Библиотекарь:
— регулярно подбирает литературу для педагогов и воспитанников в
помощь выбору профессии;
— изучает читательские интересы воспитанников и рекомендует им
литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
— обобщает и систематизирует методические материалы, справочные
данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описание профессий);
— регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.)
Инструктор по труду:
— организует тематические и комплексные экскурсии воспитанников на
предприятия;
— организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы.
Социальный педагог:
— способствует формированию у воспитанников группы риска
адекватной самооценки;
— оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе
их профессионального жизненного самоопределения;
— осуществляет консультации воспитанников по социальным вопросам;
— оказывает помощь воспитателям в анализе и оценке социальных
факторов, затрудняющих процесс самоопределения воспитанника.
Психолог:
— изучение профессиональных интересов и склонностей воспитанников;
— осуществляет мониторинг готовности воспитанников к
профессиональному самоопределению через анкетирование воспитанников;
— проведение тренинговых занятий по профориентации воспитанников;
— проводит беседы, психологическое просвещение для педагогов на тему
выбора;
— осуществляет психологические консультации с учётом возрастных
особенностей воспитанников;
— способствуют формированию у воспитанников адекватной самооценки;
— оказывает помощь воспитателю в анализе и оценке интересов и
склонностей;
— создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
— использует разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни;
— проводит с воспитанниками беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
— оказывает помощь воспитателю, психологу и социальному педагогу в анализе деятельности воспитанников.
Один раз в год для отслеживания и оценивания результатов работы по программе будут использоваться:
— Тест «Дифференциально-диагностический опросник»;
— Диагностика «Осведомленность о мире профессий»;
— Анкета «Я и мое здоровье»;
— Методика «Незаконченные предложения»;
— Как выбрать профессию. «Опросник «за» и «против»;
— Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир»;
— Диагностика «самооценка способностей»;
— Диагностика «Сформированность жизненных целей, ценностей».
Оценка эффективности работы по программе «Мы и наша профессия»:
I. Результативные критерии и показатели эффективности
профориентационной работы:
1. Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без
ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии воспитанник не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им о требованиях к профессии, конкретного места её получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели
сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая воспитанником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность воспитанника в выборе профессии, т.е.
сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
4. Степень самопознания воспитанника. От того, насколько глубоко он
сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
5. Наличие у воспитанника обоснованного профессионального
плана.
II. Процессуальные критерии эффективности профориентационной
работы:
1. Индивидуальный характер любого профориентационного
воздействия (учет индивидуальных особенностей воспитанника, опыта трудовых действий, развитие профессионально важных качеств);
2. Направленность профориентационных воздействий, прежде всего
на всесторонне развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Содержание программы
Содержание программы 4-7 лет
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | наименование | форма проведения | теория | прак- тика | всего | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Мир профессий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Много профессий хороших и разных. | беседа | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». | игра | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сюжетно-ролевая игра «Больница». | игра | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер». | игра | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая игра «Я строю дом». | игра | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экскурсия в библиотеку. | экскурсия | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экскурсия в магазин. | экскурсия | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экскурсия в больницу. | экскурсия | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс рисунков о профессиях. | конкурс рисунков | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 1 | 8 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-тематический план 2 года обучения
Учебно-тематический план 3 года обучения
Знать и уметь: — многообразие профессий; — элементарные представления о профессиях: продавец, врач, строителей, парикмахер, медицинская сестра, водитель, повар, библиотекарь, швея, фармацевт. Содержание программы 8-12 лет Учебно-тематический план 1 года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения
Учебно-тематический план 3 года обучения
Знать и уметь: — понятия о профессиях и профессиональной деятельности; — понятия об интересах , мотивах и ценностях профессионального труда; — представления о профессиях: почтальон, шлифовщик, парикмахер, швея, фармацевт, строитель, слесарь, токарь, каменщик, штукатур, маляр, плотник, плотник, воспитатель, лесничий, пожарный. Содержание программы 13-17 лет Учебно-тематический план 1 года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения
Учебно-тематический план 3 года обучения
Знать и уметь: — выбрать профессию в соответствии с состоянием своего здоровья; — выбор профессии в соответствии со способностями; — учебные заведения, где можно продолжить обучение; — где можно устроиться на работу; — закрепление знаний о профессиях кассир, банковское дело, оператор ЭВМ, врач. Литература: 1. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Предметная область «Технология». М.: ВНИК Российский образовательный стандарт, 1993 — 20 с. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академический проект, 2003.-336 с. 3. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: 1985 — 191 с. 4. Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение 9-10 классы сельских школ. М.: Просвещение, 1993 — 46 с. 5. Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение 5-7 классы городских и сельских школ. М.: Просвещение, 1988 — 60 с. 6. Программы средней общеобразовательной школы: начальные классы (1-3 классы). М.: Просвещение, 1986 — 240 с. 7. Савина М.С. Взаимодействие школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся. Методическое пособие. М., 1991 — 72 с. 8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979 — 393 с. 9. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение,1981-191 с. 10. Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.А., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата — к творческому поиску. М.: Просвещение, 1991 — 157 с. Приложение Циклограмма мероприятий по профессиональной ориентации воспитанников на 2012-2013 уч.год Направления работы по профориентации I. Организационно-методическая деятельность. II. Работа с воспитанниками.
Циклограмма мероприятий по профессиональной ориентации воспитанников на 2013-2014 уч. год
Циклограмма мероприятий по профессиональной ориентации воспитанников на 2014-2015 уч. год
Приложение Пакет диагностического материала Диагностика «Осведомленность о мире профессий» Цель: выяснить осведомленность о мире профессий. Инструкция: «Перед Вами список профессий. Найдите среди них сходные по а) предмету труда, б) целям труда, в) средствам труда, г) условиям труда и впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь справочным материалом после таблицы». Список профессий: ветеринар, повар, машинист тепловоза, зоотехник, пекарь-кондитер, парикмахер, агроном, швея, воспитатель, водитель наземного городского транспорта, официант, секретарь, автомеханик, садовод, слесарь-ремонтник, озеленитель, бухгалтер, лаборант, столяр.
Справочный материал: Профессии различают: по предмету труда — работа с животными, растениями — работа с материалами и заготовками — работа с детьми — работа с взрослыми людьми — работа с техникой — работа на транспорте — работа со знаковыми системами — работа с художественными образами по целям труда — контроль, оценка, диагноз — преобразование — творчество, изобретательство — транспортирование — обслуживание — собственное развитие и самосохранение по средствам труда — используются ручные и простые приспособления — используются механические средства труда — используются автоматические средства труда — используются функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) средства труда — используются теоретические (знания, способы мышления) средства труда по условиям труда — работа в бытовом микроклимате (стол, стул, офис-контора….) — работа в больших помещениях с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …) — работа в обычном производственном цехе — работа в необычных производственных условиях (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.) — работа в экстремальных условиях (риск для жизни и здоровья) — работа на открытом воздухе — работа дома Обработка: суммируется количество правильно указанных профессий в столбцах. Например, если в 1 столбце (предмет труда) указаны профессии: ветеринар, зоотехник, лаборант, то правильно указаны 2 профессии (ветеринар и зоотехник, так как они обе относятся к типу человек —природа). Аналогично оценивается заполнение других столбцов. Для оценки правильности соотнесения профессий необходимо использовать изложенную выше классификацию. Анкета «Моя будущая профессия» Цель: выяснить осведомленность о своей будущей профессии 1) Вспомните, как вы отвечали на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» в детстве ______________________________________ 2) Изменились ли с тех пор Ваши планы и почему? ___________________ 3) Укажите конкретную профессию (специальность), по которой Вы хотели бы работать_________________________________________________ 4) В чем состоит основная деятельность по этой профессии (специальности)?___________________________________________________ 5) Если вы затрудняетесь ответить, укажите, где или у кого Вы можете получить необходимую информацию_________________________________ 6) Укажите, какое образование необходимо для выбранной Вами профессии — без специального профессионального образования — краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) — начальное профессиональное образование (ПТУ, СПТУ …) — среднее профессиональное образование (техникум .училище …) — высшее профессиональное образование (институт, университет) — дополнительное профессиональное образование переподготовка, до подготовка (к уже имеющемуся …) 7) Если вы затрудняетесь ответить, укажите, где Вы можете получить необходимую информацию___________________________________________ 8) Где вы собираетесь учиться, чтобы получить профессиональное образование (укажите конкретное учебное заведение, в которое Вы собираетесь поступить или место предполагаемой работы)________________ 9) Как бы Вы охарактеризовали: условия труда, соответствующие выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора….) — большие помещения с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …) — обычный производственный цех — необычные производственные условия (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.) — экстремальные (риск для жизни и здоровья) — работа на открытом воздухе — дома средства труда, используемые в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — ручные и простые приспособления — механическое — автоматические — функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) — теоретические (знания, способы мышления) характер общения, наиболее распространенный в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд) — работа с клиентами и посетителями — обычный коллектив («свои люди», одни и те же лица) — работа с аудиториями — особая дисциплина и субординация — небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты) какие цели труда реализуются в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — контроль, оценка, диагноз — преобразование (материалов, человеческого сознания …) — творчество, изобретательство — транспортирование — обслуживание (поддержание в определенном состоянии) — собственное развитие и самосохранение какой предмет труда в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — природа: животные, растения, организм человека — материалы и заготовки — дети — взрослые люди — техника — транспорт — знаковые системы (стабильные. меняющаяся информация) — художественный образ 10) Укажите наиболее вероятное место Ваше будущей работы? 11) Какова будет примерная оплата Вашей трудовой деятельности? 12) Каких достижений Вы хотите добиться в выбранной вами сфере деятельности? Обработка: оценивается полнота заполнения анкеты, а также правильность соотнесения выбранной профессии с предлагаемыми характеристиками профессий. Для количественной обработки подсчитывается количество данных ответов, именно оно заносится в итоговую таблицу Анкета «Я и мое здоровье» Цель: Самооценка состояния здоровья. Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья. 1. Я считаю, что 01. я практически здоровый человек 02. я очень редко болею, не больше двух раз в год 03. у меня есть хроническое заболевание 04. я вынужден регулярно наблюдаться у врача 05. у меня есть серьезные нарушения здоровья 2. Обычно я 01. хорошо себя чувствую 02. чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным 03. чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.) 04. чувствую себя неважно 3. Мое состояние здоровья 01. не вызывает у меня беспокойства 02. обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу 03. тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие 4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется 01. шум 02. вибрация 03. агрессивная среда 04. неблагоприятный климат 05. высота 06. подъем тяжестей 07. нервно-эмоциональные перегрузки 08. другие (укажите какие) 09. нет противопоказаний Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются баллы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:
Полученная сумма заносится в итоговую таблицу. Диагностика «Самооценка способностей» Цель: Самооценка способностей. Инструкция: Оцените степень развития у себя перечисленных ниже способностей, для этого рядом с каждым видом способностей проставьте соответствующие баллы: 1 — способности развиты недостаточно, 2- способности развиты хуже, чем у большинства других людей, 3 —способности развиты так же, как и у большинства людей, 4 — способности развиты лучше, чем у большинства людей, 5- способности развиты очень хорошо«.
Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ Какие из перечисленных выше способностей Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________. Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем видам способностей (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии способностям выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1 балл. Диагностика осознанности интересов и склонностей Цель: определить осознанность интересов и склонностей. Инструкция: Подчеркните один вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему мнению. 1) Какие занятия Вас больше интересуют? — люблю занятия, требующие постоянного умственного напряжения, выдумки, смекалки — больше привлекает то, что связано с совершенствованием своих физических качеств: ловкости, силы, выносливости; — нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, вести за собой других, учить их чему-то; — нравится собирательство, коллекционирование, которые требуют тщательности, настойчивости и испытываешь чувство личной собственности; — люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности вкусы; — люблю азартные, рискованные занятия, на которых можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша; — нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдых, разнообразия; — не могу сказать определенно 2) В каком виде профессиональной деятельности Вы могли бы добиться успехов? — связанной с изучением языков, истории, литературы; — требующей знаний математики, физики, химии; — в производственной сфере, транспорте, строительстве; — в частном бизнесе; — в спортивной деятельности; — в педагогической, воспитательной работе; — в работе медицинского профиля, здравоохранении; — в музыке; — в изобразительном искусстве, сфере культуры; — в кинематографе; — в организаторской деятельности; — в политике; — в военной сфере; — в сфере обслуживания; — в сельском хозяйстве; — в другой (укажите в какой именно) — пока не знаю, на что способен. Обработка: подсчитывается общее количество выбранных ответов. Методика «Незаконченные предложения» Инструкция: Одним или несколькими словами закончите предложения: 1. Выбор профессии это 2. Мне кажется, большинство людей добивается успехов потому что________ 3. При выборе сферы деятельности важно 4. Чтобы найти хорошую работу надо__________________________________ 5. Для большинства людей работа_____________________________________ 6. Профессиональное образование гарантирует_________________________ 7. Если меня уволят с работы, я_______________________________________ 8. Хорошая работа для меня та________________________________________ 9. Если мне не удастся устроиться по специальности, я___________________ 9. Будущее кажется мне___________________________________________ 10. В жизни я хотел бы______________________________________________ 11. Для меня важно_________________________________________________ 12. Работа и семья__________________________________________________ Обработка: на основании качественного анализа дополненных предложений, делается вывод об отношении воспитанника (положительное, отрицательное, безразличное) к тем или иным жизненным целям и сферам, сформированности их жизненных представлений, связанных с профессиональным самоопределением. Обобщенный вывод об уровне сформированности образа желаемого будущего (низкий, средний, высокий) заносится в итоговую таблицу. Дополнительная информация используется при написании заключения. Диагностика самооценки готовности к выполнению трудовых действий Цель: самооценка готовности к выполнению трудовых действий Инструкция: Перед вами список трудовых действий:, оцените, насколько Вы могли бы выполнить каждое из этих действий уже сейчас, для этого напротив каждого действия проставьте баллы от 1 до 5: поставьте 1, если Вы совсем не могли бы выполнить данное действие, 5 — если считаете, что умеете это делать достаточно хорошо. 2, 3, 4 используйте для оценки разной степени готовности«. Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее привлекательными для себя, укажите их номера _____________________. Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера __________________. Какая это профессия ______________________ Обработка: подсчитываются значения по трем показателям: самооценка трудовой готовности по наиболее привлекательным действиям — средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на первый вопрос; самооценка трудовой готовности по профессионально необходимым действиям — средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на второй вопрос; средний балл по действиям, чьи номера не указаны в ответах на вопросы. Также оценивается согласованность профессионального выбора — отношение количества совпавших номеров действий в ответах на вопросы к общему количеству указанных номеров. Чем выше показатель, тем более согласованным является выбор. Например, всего было указано 15 номеров, из них совпали 6, степень согласованности , в данном случае равна 0,4. Адекватность выбора оценивается следующим образом — если самооценка действий, профессионально необходимых, выше, чем самооценка по оставшимся действиям, дополнительно присваивается 1 балл. В итоговую таблицу заносится показатель самооценки действий, наиболее важных для будущей профессии, с которым суммируется показатель согласованности и балл за адекватность, если он был добавлен. Диагностика «Я предпочту» Цель: предпочтение к той или иной профессиональной сфере. Инструкция: Практически все существующие профессии, и государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе «человек-природа» (Ч-П). Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу «человек-техника» (Ч-Т). Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога, дилера. Все это рыночные профессии из группы «человек-человек» (Ч-Ч). Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике. Большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками. В рыночной экономике группа типа «человек-знак» (Ч-З) объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем. Профессии группы «человек-художественный образ» (Ч-Х), относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Подлинный художник создает свои произведения не на продажу, а по велению своего таланта. Давай определим, какая группа профессий тебя действительно интересует. Перед тобой опросник теста «Я предпочту», состоящий из двадцати утверждений. Каждое из них отражает конкретное занятие. При ответах нужно выбрать один из двух вариантов. 1а. Ухаживать за животными. 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). 2а. Помогать больным людям, лечить их. 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ. 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, открыток, пластинок. 3б. Следить за состоянием и развитием растений. 4а. Обрабатывать различные материалы. 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты, выставки. 6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы. 6б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). 7б. Управлять каким-либо подъемным, грузовым транспортным средством. 8а.Сообщать,разъяснятьлюдямнужныеим сведения (справочное бюро, экскурсии). 8б. Оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов, выставок. 9а. Ремонтировать вещи, изделия, жилище и др. 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. 10а. Лечить животных. 10б. Выполнять вычисления и расчеты. 11а. Выводить новые сорта растений. 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду и т. д.). 12а. Разбирать ссоры, споры между друзьями. 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать и изучать жизнь микробов. 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, ожогах, ранениях. 15а. Составлять точные сведения, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах. 15б. Художественно описать, изображать события (наблюдаемые или представляемые). 16а. Делать лабораторные анализы в больнице. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 17а. Красить или расписывать стены помещения, поверхность изделия. 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов. 18а. Организовать культпоходы сверстников (или младших) в театры, музеи, экскурсии, туристические походы. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. 19а. Изготовлять по чертежам детали изделий (машин, одежды), строить здания. 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. 20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада. 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине, компьютере). Протокол теста ДДО «Я предпочту»
Теперь подсчитай по каждому столбцу таблицы количество знаков «+». Для анализа своих результатов используй таблицу, представленную ниже.
Например, если ты юноша (М) и в столбце Ч-Т у тебя получился показатель 6, ты по этой таблице определяешь уровень развития своих интересов в области технических профессий как средний. Ты девушка (Ж) и в столбце Ч-Ч получила показатель 8. Это значит, что уровень твоих интересов в группе профессий «человек-человек» оценивается как высокий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработали программу:
Руководитель: директор МУ «КДД «Родничок»
Устьянцева Светлана Геннадьевна
Вельмова Светлана Петровна, педагог-психолог;
Шмырёва Людмила Александровна, социальный педагог
Муниципальное учреждение «Красноселькупский детский дом « Родничок»
г. Красноселькуп
Дата изменения: 26.01.2021
Дата публикации: 16.10.2014