Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В работах современных авторов (М. В. Рухлет, А. М. Майоров, В. П. Панасюк и др.) качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, наш педагогический коллектив ориентировался на последние исследования по данной проблеме, проведённые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, изучал работы учёных Института развития дошкольного образования РАО (А. Кошелева, М. Медведева, В. Кудрявцев), анализировал «Концепцию дошкольного образования».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.
Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ.
Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом.
Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями.
Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения.
Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.
Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению.
Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи сохраняет свою актуальность на всем периоде дошкольного детства.
К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности воспитанников ДОУ, относятся:
- Психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;
- Жесткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;
- Отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
- Боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
- Форсированная целевая специальная подготовка к школе;
- Отсутствие познавательной мотивации к учению.
Возникающие проблемы приводят к следующим негативным факторам:
- Появлению неврозов;
- Угасанию самостоятельности и творческой активности;
- Снижению умственной активности; искажениям в развитии;
- Динамике ухудшения здоровья.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и семьей.
Принципы такой работы:
- Непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;
- Системность в работе;
- Плановость;
- Доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.
Важные условия интеграции:
- Корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;
- Ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;
- Реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ;
- Организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития;
- Развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).
Интеграция образовательных задач приводит:
- К развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение;
- Полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые, как отмечал А.В. Запорожец, позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические и психологические функции;
- Нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулированию личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Существуют несколько индикаторов эффективной работы детского сада с семьей:
- Появление у родителей интереса к содержанию занятий;
- Возникновение дискуссий по инициативе родителей;
- Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира;
- Размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания;
- Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения и социализации выпускников на последующих ступенях образовательной системы. Работа в инновационном режиме предполагает органичное сочетание оперативных мер и мероприятий с перспективным плановым воздействием. Эффективность инновационной деятельности заключается в рациональном сочетании четырех блоков совместной с родителями деятельности: управленческом, информационном, просветительском, досуговом.
Цель работы:
Обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях.
Направления деятельности:
- Работа с коллективом МДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей.
Задачи:
Работа с родителями:
- Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
- Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
- Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
- Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Работа с педагогами:
- Постоянное повышение квалификации педагогических кадров, обмен опытом с педагогами различных уровней системы образования.
- Создание творческих, инициативных групп по разработке проектов, новых технологий сотрудничества с родительской общественностью.
- Поиск и внедрение новых вариативных форм работы с родителями и детьми.
- Формирование мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
- Повышение уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя, развитие творческого потенциала, формирование нового педагогического мышления.
Повышение престижа профессии педагога, имиджа учреждения.
Работа с детьми:
- Диагностические исследования уровней познавательно-речевого, социально-личностного, физического, художественно-эстетического развития детей.
- Реализация потребностей каждого ребенка в самовыражении с учетом индивидуальных особенностей и уровня личностного развития.
- Определение образовательного маршрута каждого воспитанника.
- Стимуляция личностного развития детей через активизацию общения с родителями и педагогами учреждения.
- Комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии.
Работа с административным персоналом:
- Совершенствование механизмов управления качеством предоставления образовательных услуг;
- Обогащение и оснащение предметной среды для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей.
- Разработка и совершенствование методов оценки качества предоставления услуг.
- Разработка технологий, методик, рабочих программ по работе с воспитанниками и родительской общественностью.
Ожидаемый результат в рамках инновационного подхода к работе с родителями в МБДОУ:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность и, выбирая формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;
— повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
— активизация родителей:
- повышение регулярного участия родителей в планировании образовательного процесса – на 7%,
- повышение уровня участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,
- участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения – до 100 %.
- посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности – до 100 %.
- снижение числа родителей – наблюдателей – на 12 %;
- повышение количества родителей – лидеров – на 15 %;
- повышение количества родителей – исполнителей – на 15 %.
Создание сайта МБДОУ № 38 в сети Интернет.
Создание группы в социальной сети.
Обмен информацией посредством электронной почты.
Медиатека с различным видео- и фотоматериалом.
Анкетирование, опросы, интервьюирование, памятки.
Маркетинговые исследования.
Стенды, газета в каждой группе.
Дни открытых дверей.
Реклама ДОУ (буклеты, проспекты, видеопрезентации, в том числе и на электронных носителях).
Праздники, посвященные памятным датам учреждения.
Развлечения.
Совместные конкурсы.
Познавательно-игровые викторины.
Выставки.
Дни здоровья.
Фольклорные, спортивные совместные досуги.
Фестивали семейного творчества «Семь – я».
Семейные маршруты выходного дня.
Акции с участием детей и взрослых.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК.
Субъект управления в детском саду – руководитель, как главное звено в управляющей системе, а объект – все структурные компоненты управляемой системы, включая сотрудников, воспитанников и родителей.
Комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности невозможен без привлечения в той или иной степени родительской общественности.
При определенной подготовке посредством наблюдения элементов педпроцесса, компонентов деятельности административного персонала выполнение управленческой роли можно доверить родителям. При этом родитель может выступать как субъект управления воспитательно-образовательной деятельностью воспитанников, а на более высоком уровне – как административный персонал или руководитель методической, консультативной службы.
Данное направление деятельности требует детальной проработки, уточнения и конкретизации задач при выполнении управленческих функций. Это, на первый взгляд, не характерное направление сотрудничества с родителями позволяет реализовать комплекс мер, связанных с воспитательно-образовательным процессом, разрешить ряд проблем, возникающих в ходе посещения детьми детского сада, соблюдая в полной мере нормативные документы.
Работа блока осуществляется в соответствии с соблюдением следующих принципов:
— сочетания демократического, государственно-общественного характера управления, гласности и открытости;
— сочетания единоначалия и коллегиальности;
— научности, законности;
— системности, и комплексности;
— объективности и конкретности;
— оптимальности и эффективности;
— социальной направленности.
Качественное управление во многом определяется эффективностью выбранных методов, которые определяют способ достижения цели, реализацию управленческой функции, как совокупность приемов целенаправленного воздействия субъектов управления на его объект. В ходе взаимодействия используются разнообразные методы и приемы управления: административные, организационно-педагогические, социально-психологические.
«День самоуправления» — новая инновационная форма взаимодействия с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива.
Название: Программа сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе».
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Программы в ДОУ, Работа с родителями.
Автор: Полунина Ирина Легиевна
Должность: заместитель заведующего по УВР,
Место работы: МБДОУ «ЦРР — д/с № 38 «Успех»
Месторасположение: Ставропольский край, город Ставрополь, ул Пушкина, 36,А.
Дата изменения: 03.08.2016
Дата публикации: 03.08.2016