Рабочая программа «Огород, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Аннотация

Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей.

Невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Само понятие «здоровье» представляет собой интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.

Рабочая программа «Огород, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» — Формирование необходимых знаний, умений, навыков о здоровом образе жизни в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Работая на улице в огороде воздух благотворно влияет на организм детей- обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи способствуют отложению витамина « Д» под кожей, убивают различные микробы и служат профилактикой такого заболевания, как рахит.

В процессе занятий трудовыми действиями на воздухе при солнечных лучах возникают положительные эмоции, усиливается обмен веществ отдельных органов и систем организма.

Использование выращенных самостоятельно детьми овощей, в рационе питания, формирует у ребенка представление о здоровой и полезной пище.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель: приобщение ребёнка к здоровому образу жизни посредством выращивания овощных культур.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

— расширять и закреплять представления о пользе овощей; использования их в рационе питания, приобщение к пониманию понятия здорового питания

— социализировать ребенка в среде сверстников; воспитывать умение действовать в микрогруппах, общей группе

— получить основные знания в сфере выращивания овощных культур; влияние человека на улучшение качества роста овощей

— развивать физические качества: выносливость, координацию; накапливать и обогащать двигательный опыт детей при овладении трудовых навыков

Принципы и подходы формирования программы:

— принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

— принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников.

— подход с учетом условий местности;

— творческий подход.

Возрастные особенности

Первая младшая группа

Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого. Ребёнок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 овощей по форме, величине и цвету; Основной формой мышления является наглядно — действенная.

Дети продолжают осваивать названия овощей.

Вторая младшая группа

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка из семян фасоли, гороха; способны под руководством взрослого вылепить простые овощи.

Дети переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу могут воспринимать до 5 и более форм овощей и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

По просьбе взрослого дети могут запомнить 5–6 названий овощей.

Совершенствуется пространственная ориентировка.

Средняя группа

Общение ребенка и взрослого выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала за выполненное в уголке природы действие. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений.

Старшая группа

Продолжается формирование готовности к дружеским взаимоотношениям между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда

Действия детей в трудовой деятельности становятся разнообразными. Дети могут распределять роли. Все действия сопровождаются речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения растений; систематизируются представления о вегетативном размножении.

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны указать, в какой последовательности выращивается тот или иной овощ.

Продолжается развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), мелкой и крупной моторики, при работе на огороде и в изготовлении поделок.

Подготовительная группа

Продолжает формироваться готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Дети начинают осваивать значимость зависимости здоровья от правильного питания, трудовых действий.

Изготовляемые поделки становятся симметричными и пропорциональными.

Появляется интерес самостоятельному выращиванию овощей.

Богаче становится лексика: активно используются пословицы и поговорки при работе на огороде.

Это период, когда закладываются основы морального поведения, формирования у человека эстетического отношения к действиям.

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры

Первая младшая группа

— Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в наблюдении за растениями.

— Знает названия овощных культур.

— Стремится к общению со взрослыми; проявляет интерес и активно подражает движениям и действиям взрослого при посеве семян, уходе за рассадой.

— Проявляет интерес к продуктивной деятельности в изготовлении поделок из семян.

Вторая младшая группа

— Ребёнок любознательный, активный: задает вопросы взрослым, наблюдает за ростом рассады, участвует в экспериментировании над семенами и растениями.

— Ребёнок стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения в выращивании овощных культур.

— Ребёнок обладает знаниями о пользе здоровой пищи.

Средняя группа

— Ребёнок владеет доступными навыками самообслуживания после работы в земле, знаком с понятием «здоровье», «болезнь», знает о пользе правильного питания.

— Ребёнок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

— Ребёнок предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов с опорой на все органы чувств: различает овощи на вкус, способен на ощупь распознать семена, овощи; соотнести картинки овощей с их семенами.

— Ребёнок имеющий представления о строении овощной культуры; чем отличаются овощи от фруктов и на чём они растут, знает, что такое корнеплод.

— У ребёнка развита мелкая моторика — может расположить семена по картинке и по собственному замыслу.

Старшая группа

Ребёнок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками — распределяет роли в заданном трудовом поручении; способный договариваться со сверстниками в коллективной работе.

— Ребёнок овладевший мелкой моторикой в изготовлении поделок.

— Ребёнок имеет представление о зависимости здоровья от правильного питания.

— Ребёнок способный к исследовательской деятельности, к экспериментированию.

— Ребёнок умеющий ухаживать за рассадой на подоконнике и овощной культурой на грядке.

— Ребёнок знает пословицы и поговорки о здоровье.

Подготовительная группа

— Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

— Имеет начальные представления об условиях, которые нужно создать для лучшего роста овощной культуры.

Ребёнок знает, какие овощи можно вырастить в Сибири; какие полезные блюда можно из них приготовить.

— Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.

— Ребёнок знает из чего можно вырастить и как размножить растения.

— Ребёнок принимает активное участие в трудовой деятельности по уходу и сбору овощей на участке детского сада.

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

В программе представлены все пять образовательных областей — социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие , но приоритетной является- познавательное развитие.

Содержание психолого-педагогической работы

Первая младшая группа

Экспериментирование

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Упражнять в установлении сходства и различия между замоченными семенами органами зрения и осязания (выделяя их величину, влажность, сухость).

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки хватать, держать, трогать.

Огород на окне

Формировать интерес детей к действиям взрослого по посеву семян овощей (предполагаемых программой)

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий

Формировать привычку мыть руки по мере загрязнения, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем после работы с землёй.

Формировать представления о растениях (учить детей называть цвет, величину листьев, семян).

Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослым.

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на доступные пониманию детей произведения литературы.

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием и использованием знаний об овощах.

Огород на грядке

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе ( не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Формировать представления, что такое овощи?

Учить различать по внешнему виду и называть овощную культуру.

Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослым.

Учить сортировать и располагать семена гороха и фасоли, развивая мелкую моторику, для изготовления панно.

Вторая младшая группа

Экспериментирование

Закреплять навыки организованного поведения при проведении экспериментов.

Приучать детей к вежливости (учить благодарить за помощь).

Учить устанавливать причинно-следственные связи. (Что будет если растение не поливать?)

Приучать по окончании экспериментирования расставлять используемый материал по местам в уголке экспериментирования.

Активизировать словарный запас детей используя пальчиковые игры с текстом об овощах.

Огород на окне

Знакомить детей с овощными культурами, обратить внимание на их разнообразие.

Беседовать с детьми о пользе овощей.

Воспитывать желание участвовать в посеве семян, уходе за рассадой в уголке природы с помощью взрослого.

Продолжать формировать элементарные представления о том, что растениям нужен свет и вода.

Огород на грядке

Формировать у детей уважительное отношение к труду овощевода.

Знакомить детей с орудием труда, используемый на огороде.

Формировать желание участвовать в посильном труде,( шелушении гороха, фасоли.

Приучать соблюдать порядок и чистоту после работы на огороде.

Средняя группа

Экспериментирование

Привлекать детей к участию в исследовательской деятельности.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила ухода за растениями.

Учить устанавливать причинно-следственные связи. (Что будет если растение поместить в тёмное место?).

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы.

Огород на окне

Приобщать детей к работе по выращиванию овощей на окне.

Уточнять знания детей, что такое корнеплод?

Учить выделять отдельные части и характерные признаки овощей (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

Огород на грядке

Обратить внимание детей на различие и разнообразие овощных культур, на различие овощных культур от растений на то, какие и когда созревают овощи.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Формировать стремление у детей, помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Развивать представления об орудии труда в земледелии.

Старшая группа

Экспериментирование

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Учить устанавливать причинно-следственные связи. (какие семена овощей любят птицы, прилетевшие к кормушке?).

Огород на окне

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей.

Учить различать семена по форме, узнавать и называть их.

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения (определи на ощупь, на вкус, по звучанию); внимание («Что изменилось?», «Чего не стало?»).

Огород на грядке

Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах содержащихся в овощах.

Расширять представления о важности для здоровья движений и трудовых действий на воздухе.

Формировать умение использовать семена в продуктивных видах деятельности.

Закреплять умение пользоваться орудием садовода. Подводить ребёнка к пониманию смыслового значения – экосистема огорода.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: к посеву семян овощей, прополке, рыхлению, поливу грядок, осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян.

Подготовительная группа

Экспериментирование

Учить устанавливать причинно-следственные связи: какие семена прорастут быстрее? (замоченные); в каком составе почвы лучше растут растения?(глина, чернозём, песок).

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни овощей.

Огород на окне

Учить готовить почву для посева рассады овощей

Обогащать речь детей, заучивая пословицы и поговорки о труде, здоровье.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые овощи, передавая их характерные особенности.

Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать растения, рыхлить почву.

Огород на грядке

Учить ухаживать за овощами на грядках. Рассказать о способах размножения (семенами, луковицами, клубнями, отростками.)

Знакомить детей с особенностью выращивания овощей в климатической зоне Сибири

Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц,

Познакомить детей с рецептами полезных блюд из овощей, выращенных на огороде.

Расширять и обогащать представления о влиянии солнечного света на человека, при работе на свежем воздухе в огороде.

Закреплять умение правильно…..

Скачать статью полностью — Рабочая программа «Огород, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Автор: Кириченко Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: с.Лебедёвка, Искитимский район, НСО

Дата изменения: 08.01.2018
Дата публикации: 08.01.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *