Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочное время

Ким Ольга Семеновна
учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №2
г. Бобров, Воронежская область

Известные педагоги и психологи считают, что интенсивное интеллектуальное развитие происходит главным образом на ранних этапах становления личности. К 6-ти годам это развитие осуществляется более чем на треть, к 8-ми — наполовину, а к 12-ти — на три четверти. Большинство исследователей сходится во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является младший школьный возраст, охватывающий период жизни ребенка примерно с 6до 11 лет.

Интеллектуальное развитие младших школьников — это непрерывный процесс, совершающийся в учебе, труде, играх, жизненных ситуациях. Наиболее интенсивно он происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний. О развитых интеллектуальных способностях человека судят не потому, что он может сделать на основе подражания, усвоить в результате подробного, развернутого объяснения. Продуктивное мышление человека предполагает самостоятельное приобретение, открытие новых знаний, широту переноса этих знаний в другие ситуации, нахождение оригинальных решений нестандартных задач.

Задачи педагогической деятельности на развитие познавательных способностей обучающихся:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к познанию.

2. Расширение и углубление знаний по различным предметам учебного плана.

3. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой.

4. Воспитание чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Предполагается, что реализация этих задач частично осуществляется на уроках. Однако в процессе урока учителю не всегда удаётся сделать это с достаточной полнотой, так как учебное время ограничено. Поэтому полная реализация этих целей осуществляется на внеклассных занятиях. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: проекты, групповые занятия, кружки, викторины и олимпиады, клубы, экскурсии. Один из главных путей развития интеллектуально—творческого потенциала личности ребенка — это исследовательская практика. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная, макет, рисунок, чертеж) — важно чтобы они были. Собирать материал всем вместе весело и приятно. А вот обобщить — это задача потруднее. Как проанализировать полученное? Как обобщить материал. Выделить главное и исключить второстепенное. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализованы.

Чаще всего это подготовка проекта. На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов — это развитие творческих способностей ребенка, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Заключительный этап — защита проекта. Излагая материал, ученик сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени)

Эффективной формой внеклассной работы являются олимпиады, которые в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности благотворно действуют на развитие ребёнка, стимулируют к наукам. Подготовка учащихся к олимпиадам проводится, как во время проведения уроков, так и во внеурочное время. Здесь нужна целенаправленная, систематическая работа, начиная с первого класса.

Такие формы работы обеспечивают повышение уровня познавательных способностей большинства учащихся.

Формирование диалектического стиля мышления является основой интеллектуального развития личности, которое предполагает деятельность, развивающую важные показатели личности:

системность мышления,

умение видеть мир в противоречиях,

способность генерировать неожиданные идеи.

Дети по своей природе — первооткрыватели. Необходимо только приобщаться к детскому творчеству, направлять его. В практической работе используются приёмы, способствующие развитию диалектического мышления ребёнка. Например, игра «Хорошо — плохо». Эта игра затрагивает и иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие категории, как противоречие, качество, количество, возможность и действительность, формирует основы системного мышления логического анализа действительности, имеет большое значение для усвоения знаний и обобщённых представлений о мире, его закономерностях, сложных видов связей и отношений. Очень любят дети и игру «Наоборот», которая помогает освоить слова с противоположным значением.

Очень важно при ознакомлении учащихся с окружающим миром показать: всё, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего-то является. Нет в мире ничего неизменного, только хорошего или только плохого. Решение логических задач — основа детского изобретательства, позволяет видеть явления во взаимосвязи, мыслить системно. Творческие задания «Дорисуй», «На что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши» активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Задачи-шутки способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску, вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.

Главная забота учителя и — помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. Поэтому для развития познавательных способностей широко применяю дидактическую игру. Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. Они решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение во внеурочное время дидактических игр и игровых моментов создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Организованные занятия школьников во внеурочное время по материалу, связанному с программой, основанные на принципе добровольности, называем внеклассными занятиями. Они преследуют несколько целей:

• повысить уровень развития детей и расширить их кругозор;

• развивать у школьников интерес к занятиям определённым предметом;

• углубить представления учеников об использовании сведений на практике;

• дать некоторые навыки самостоятельной работы; воспитывать у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

Для расширения кругозора учащихся, для ознакомления их с любопытными фактами из области различных наук, с рядом занимательных вопросов выпускаем предметные газеты.

Газета обычно содержит занимательные задачи-смекалки, головоломки, логические ребусы, загадки, задачи в стихах, шарады, простейшие кроссворды.

Ребятам нравится, когда в газете помещается собранный ими материал, и когда газету оформляют они сами.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, тренируют внимание, память, мышление.

Загадки знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.

Такие формы работы обеспечивают повышение уровня познавательных способностей большинства учащихся.

Основной подачей материала является использование компьютерной технологии, разработка презентаций по отдельным темам, непосредственные наблюдения и исследования природы родного края, умения анализировать полученные знания, передача чувств, переживаний в детском творчестве. Всё это способствует активизации познавательной деятельности, развитию детского творчества и воспитанию любви к родной природе. Важной стороной занятий является выработка таких качеств личности, как наблюдательность, отзывчивость, любознательность, внимательность, чуткость к окружающему миру .Отдельные темы творческого характера несут коллективный характер. Ощутить себя частью коллектива, быть значимым для достижения конечной цели есть истинное счастье ребёнка. Осознание ответственного отношения перед другими членами коллектива воспитывают в личности младшего школьника целенаправленность, волевые качества и настойчивость.

Автор: Ким Ольга Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МКОУ Бобровская СОШ №2
Месторасположение: г. Бобров, Воронежская область

Дата изменения: 14.08.2015
Дата публикации: 02.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *