Из опыта работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора»

Николаева Любовь Петровна
воспитатель 1 категории
МБДОУ «Детский сад №130 «Улап»
город Чебоксары, Чувашская Республика

(Слайд № 1)Большое значение в развитии речи детей является знакомство с устным народным творчеством. Песенки, потешки, прибаутки — накопленные веками передают мудрость, лиризм, юмор. Сегодня одной из самых актуальных задач является развитие коммуникативных умений детей; показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевах, закличках, потешках, прибаутках, загадках и обрядах. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Важно помочь дошкольникам освоить богатство родного языка и успешно развивать их эмоционально- мыслительную сферу.

Первое знакомство ребёнка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, прибауткам, работая в первой младшей группе я решила, что они помогут мне в развитии речи детей. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут и т. д. Исходя из этого, я решила вести работу поэтапно. На первом этапе я поставила пред собой цель развивать речь детей средствами малого фольклора и выдвинула следующие задачи. (Слайд № 2).

На втором этапе, посоветовавшись с родителями, мы решили пополнить театрализованный уголок необходимым материалом. Силами родителей мы оформили специальный театрализованный уголок, где поместили необходимый материал, те.красочные книжки со сказками, потешками, загадками, различные виды театра (пальчиковый, настольный, би-ба-бо), сшили сарафаны, костюмы. На третьем этапе я составила перспективный план работы с детьми и родителями и параллельно вела таблицы речевого уровня.

В результате использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми младшего возраста потешек, пестушек, прибауток малыши самостоятельно начинают играть в ладушки, притоптывать, приплясывать, петь куклам про кота-воркота, прогулей, приучая ухо к интонационному строю речи. Приятно было наблюдать как дети использовали потешки во время игры в дочки-матери, как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации фольклора. Малыши учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь, курочка, петушок, ёжик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка или сказка.(слайды № 3,№ 4,№ 5)

Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством считаю народные досуги и развлечения «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой». Дети не только знакомились с русскими народными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам и традициям русского народа.(слайд № 6,№ 7,№ 8)

Показ пальчикового театра даёт детям положительный настрой, способствует развитию творческих речевых способностей у детей.(слайд № 9)

Развивая речь постепенно я заметила, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное, энергитическое, эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений, приговаривая, ухаживая за клумбой, с цветочками. (Слайд № 10)Например: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т. д. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними. Ведь в основном потешки, прибаутки обо всём окружающем мире. Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности. Например: «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания. Например: сказка «Репка», «Теремок».

Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку, как например: «Водичка, водичка», «Чистая водичка», «Ой лады,лады», учатся аккуратности, правильного и бережного пользования водой и мылом, воспитываются гуманным чувством и добрым взаимоотношением (Слайд № 11)

Диагностируя речевую деятельность детей, я пришла к выводу, что необходимо шире использовать жанры малого фольклора в своей работе и поставила перед собой цель и дальше развивать речь средствами малого фольклора.

К сожалению, сегодня у многих детей и к пяти годам, уровень речевого развития ниже положительной нормы. Поэтому я решила усилить работу по развитию речи детей средствами малого фольклора., т. е. продолжать работу в тесной взаимосвязи всех специалистов детского сада. (слайд № 12). Часто консультировалась с психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем. На педагогических совещаниях выступала с консультациями перед воспитателями.(слайд № 13)

Применяя систематически в разных видах деятельности средства малого фольклора, у детей старших групп так же повысился интерес к устному народному творчеству. Дети начали использовать в своей речи пословицы. Например: «Семеро одного не ждут», «Если долго мучиться, что-нибудь получится». В сюжетно-ролевых играх — потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.(слайд № 14)

Так у детей старших групп возрастает интерес к играм-драматизациям и другим видам театрализованной деятельности. Дети устраивали своими силами концерты для малышей, они сами составляли программу, распределяли роли, проводили репетиции: читали потешки, загадывали загадки, показывали кукольные театры. (слайды № 15, № 16, № 17). Для этого в группе создан богатый театрализованный уголок, где в свободном доступе имеется материал для театрализованной деятельности.(Слайды № 18,19,20,21)

Дети старших групп пытаются читать сказки самостоятельно, потому мы совместно с родителями старались приобрести книги с крупным и понятным детям шрифтом. Родители принимали активное участие в приобщении детей к устному народному творчеству. Приносили книги для своих детей, пополняли библиотеку для книжного уголка.(слайд № 22)

Привлекая родителей к данной проблеме я так же подготовила анкету на выявление знаний о детском фольклоре. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора и не знают даже колыбельные песни, потешки, прибаутки, а что такое скороговорки — слышат впервые. Так же были проведены мною консультации с родителями: «Баю-баюшки-баю», «Пословицы и поговорки — источник воспитания личностных качеств мальчиков и девочек», «Роль игры-драматизации в развитии речи ребёнка» и т. д. (Слайд № 23)

В папке для родителей выставляла текстовый материал различных малых форм фольклора, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми.

Таким образом, через использование таких малых форм фольклора как сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.

Работая над развитием речи дошкольников, можно сказать, что проблема эта очень злободневна. В то время, как развивается наука, в технику внедряется компьютеризация, родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров, хоть и грамматически правильный, но лишён окраски, образности. Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.

Автор: Николаева Любовь Петровна
Должность: воспитатель 1 категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №130 «Улап»
Месторасположение: город Чебоксары, Чувашская Республика

Дата изменения: 30.10.2014
Дата публикации: 30.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *