Цели:
- создать условий для речевого развития дошкольников;
- способствовать формированию педагогической культуры родителей.
Задачи:
- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей;
- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Достижения вашего ребенка множатся каждый день. Теперь он не только охотно слушает, но и сам желает поделиться своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит, о том, что привлекает его внимание или произвело впечатление. Каждый ребенок развивается индивидуально, и темп речевого развития тоже разный.
Количество вопросов ребенка растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: когда ребенок, задав вопрос и получив ответ, задает следующий вопрос. (Почему утюг горячий? Потому что его нагревает электричество. Почему оно его нагревает? Потому что идет ток. Почему ток идет? И т. д. Постарайтесь не раздражаться и терпеливо отвечать на интересующие вашего ребенка вопросы. Задавая вопросы, ребенок проявляет свою любознательность, т. е хочет больше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремиться вас позлить. Но будьте готовы к тому, что внимание ребенка еще не устойчиво, и ребенок может отвлечься, не дослушав вас. Отвечая на вопросы ребенка, говорите понятным, доступным для него языком.
Попробуем рассказать вам о том, что нужно делать, чтобы речь ребенка четвертого года жизни развивалась правильно. Запас слов, которым сейчас располагает ваш ребенок, достаточно велик. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. У ребенка не хватает слов, Чтобы описать какое-то событие, пережитое им. Иногда ребенок сам чувствует, что сказанное им слово не подходит смыслу рассказываемого. Некоторые дети сердятся из-за этого, потому что им кажется, что их не понимают.
Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая которые понаблюдайте, насколько внимательно ребенок слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, Чтобы ребенок усвоил сюжетную линию. Еще необходимо, после чтения, спросить у ребенка, о чем читали, можно рассмотреть иллюстрации, разыграть сценку, а иногда просто помогать чтобы у ребенка сложилось эмоциональное восприятие.
Очень полезно заниматься накапливанием новых слов, чтобы ребенку было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместные игры с ребенком. Игры, можно организовать по какой нибуть теме, например, «лечение заболевших кукол у врача», «покупка овощей и фруктов в магазине». Во время этих игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие обобщения.
Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать и запоминать то, что видел своими глазами. Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает название той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а лучше сам попробует что-то сотворить. Дома ребенок обязательно должен вместе с вами участвовать в различных действиях. Идя в магазин вместе с ребенком, выбирая покупки, обязательно комментируйте свои действия. Обязательно подведите итог: «Мы с тобой ходили в магазин, что мы купили?».
К четырем годам ваш ребенок должен знать, кем работают его родители, т. е. название профессией перестают быть просто работой. Ребёнку надо объяснить не только, как называется тот или иной специалист, но и что он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает его, продаёт. Парикмахер расчесывает волосы, стрижёт, красит, укладывает. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он даёт оценку действиям: мама чисто моет пол, бабушка ровно расставила книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растёт словарный запас, и вы не перестаёте удивляться тому, как быстро ребёнок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь.
Помогайте ребёнку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: «Катя, расскажи бабушке, где ты была», не забывая, что ребёнок будет стараться рассказать что-либо только в том случае, если это действительно интересно. В этом возрасте дети ещё не очень активно описывают признаки предметов, по этому, разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается в бытовой обстановке. Например, ребёнок просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: «Тебе какую, большую или маленькую? Зелёную или жёлтую?». Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть, как можно больше признаков. Предложите ему: выбрать из коробочки только маленькие камешки, затем только тёмные или светлые, назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, выбрать и сказать какой напиток приготовить (горячий, холодный, сладкий, кислый). Если вы хотите, что бы ребёнок грамотно говорил — тренируйте его. Здесь вам помогут игры, например волшебный мешочек. Или пусть ребёнок узнает предмет по описанию. Можно расставить на столе разные игрушки, а затем дать задание, чего не стало, или, что изменилось. Тоже можно делать и с предметными картинками. Одна из излюбленных детских тем «Животные и их детёныши». Покажите и назовите ребёнку кошку с котятами, собаку со щенками (живых и на картинках). Ребенок использует чаще то, что видел, хорошо знает. Ну а попутно можно рассказать о том, как нужно заботиться о домашних животных, чем их кормить, какие повадки имеют эти животные. Малыш не только слушает ваши рассказы, но и может их пересказать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Лучше всего привлечь к пересказу просьбой «Расскажи, что ты запомнил из Сказки о колобке?» либо помогите малышу наводящими вопросами.
Вы, конечно, понимаете, что ребёнок хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит и различает звуки на слух. И нужно обязательно тренировать слуховое восприятие ребёнка, то есть развивать способность распознавать речевые и неречевые звуки. Очень нравится детям определять, откуда донёсся, какой — нибудь звук. Если у вас есть возможность организовать игру на природе, это просто замечательно, так как там ребёнку потребуется сконцентрировать всё внимание на решении задачи, ведь кругом столько отвлекающих интересных моментов! Полезно учить ребёнка распознавать бытовые звуки, например, определить, чем вызван, скрип двери, треск рвущейся бумаги, стук закрываемой двери. Если в доме много народу поиграйте в игру «Отгадай по голосу». Очень интересна для детей игра «Кто как кричит?», в которой ребёнок учится различать голоса животных, но и учится манипулировать голосом (скажи тихо, громко, сердито, тонким голосом и т. д.).
Следите за тем, чтобы ребёнок не торопился, что бы темп речи не опережал речевые возможности ребёнка. Чаще всего дети в этом возрасте говорят в ускоренном темпе. Для того, чтобы темп речи был правильным нужно обязательно использовать дыхательные упражнения: это могут быть игры с бумажными бабочками, птичками, рыбками, самолётиками, ватными снежинками, различные свистульки, трубочки. Ведь для того, что бы говорить в нормальном темпе, выразительно, красиво, длинными фразами нужно пользоваться полноценным речевым выдохом, вот его то вам и нужно развивать у ребёнка. Так же можно использовать заучивание потешек и чистоговорок.
Очень часто ребёнок подражает интонации взрослых. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, используя речевые обороты, оттенки голоса.
Игровой момент:
Пересказ сказки «Три медведя» взрослые и дети вместе:
- Игра учит регулировать силу голоса, его тембр (говорить грубым голосом и тоненьким голоском)
- Необходимый инвентарь: сказка «Три медведя».
◈ Как играем: прочтите сказку вслух с выражением. Побеседуйте об ее содержании.
♦ Почему медведи рассердились на Машеньку?
♦ Как это можно передать голосом? (Сказать грозно, сердито.)
♦ У кого грубый голос? Тоненький голосок? Ты можешь сказать, как Михайло Потапыч: «Кто ел из моей чашки?».
♦ А каким голосом говорила Настасья Петровна? А Мишутка?
◈ Предложите сыграть в игру. Вы говорите: «Кто сидел на моем стуле?», — а малыш должен угадать, кто же именно из медведей это произнес. Не забывайте про мимику, так как это очень важная сопутствующая тембру деталь.
◈ Поменяйтесь с ребенком ролями.
◈ Закрепляем: при совместном чтении сказок просите малыша по тембру голоса узнавать героя.
Подведение итогов:
Памятка для родителей:
К четырём годам ваш ребёнок должен:
•Уметь употреблять сложные предложения (предложениями из 4 — 5 слов);
•Задавать много вопросов, используя слова: «Кто? Почему? Зачем?»;
•Использовать в речи слова типа: «я думаю, что…»;
•Понимать и выполнять просьбы;
•Активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.), качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.), предметы (рвутся, бьются, размокают);
•Называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);
•Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);
•Слышать в отдельном слове интонационно выделяемый взрослым гласный или простой по произношению согласный звук и назвать его;
•Правильно произносить звуки: «а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п».
Примечание — раздатка для родителей раздаются после собрания (см. Приложение 1).
Памятка для родителей по развитию речи детей.
1. Общее правило — чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится;
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком — делайте его предложения распространенными;
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно;
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать;
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа;
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш не закончит рассказывать — другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит;
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками — это развивает пальцы рук, следовательно и речь;
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух;
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного;
10. Читайте с ребёнком художественную литературу — это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном;
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних;
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми;
13. Играйте с ребёнком в разные игры;
14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе;
15. Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь, Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог;
16. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «Понятен ли ему ваш ответ?»;
17. Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома (новые изученные слова, стихи, игры, потешки, песни).
ЧИТАЕМ ДЕТЯМ.
Литература для развития дикции, четкости, интонационной выразительности речи, звукопроизношения. Не забывайте читать все произведения с выражением.
- Русские народные сказки и сказки народов мира;
- Куликовская Т.А.. «Скороговорки и чистоговорки».
- Куликовская Т.А. «Забавные чистоговорки»;
- Четветков С. «Загадки малышам».
- Михайлов С. «Скороговорки для малышей»;
- «Веселые скороговорки малышам». Серия Читаем детям;
- Чтение и заучивание небольших стихотворений (про животных, явления природы, времена года и т.п.) с выражением;
- Русский фольклор и народов мира;
- Произведения русской классической литературы (А. Пушкин, В. Жуковский, А. Плещеев, К. Ушинский);
- Произведения современной русской и зарубежной литературы ( З. Александрова, В. Берстов, С. Маршак, В. Сутеев, К. Чуковский, Е. Благинина, А. Барто, М. Карем, Ю. Тувим).
Автор: Царева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ №133
Месторасположение: г. Екатеринбург
Дата изменения: 15.08.2014
Дата публикации: 01.08.2014