Жердева Олеся Павловна
учитель-логопед
МБДОУ №77 «Бусинка»
г. Сургут, Тюменская область
Цель: обучить родителей основным артикуляционным упражнениям.
Оборудование: зеркала по количеству участников, презентация «Веселый язычок».
Ход мероприятия
Организационный момент.
Уважаемые родители! Сегодня мы не только поговорим, но и вместе с вами попробуем сами выполнить артикуляционную гимнастику.
Дорогие родители!
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.
Работая дома с детьми, родителям следует помнить:
1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.
2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.
4. Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.
5. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.
- По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка.» Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.
Практическая часть. (Родителям раздаются зеркала)
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь — это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»).
Вторая дверь- зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»).
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка — твоя губа ( упражнение «Лопаточка»).
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение «Улыбка»), взял трубу и заиграл «Ту-ту, я проснулся!!!» (упражнение «Дудочка»).
Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит «Пя-пя» (упражнение «Помесим тесто») и блины печет (упражнение «Блинчик»).
Взял Язычок чашку с чаем (упражнение «Чашечка»), варенье, бублики (упражнение «Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение «Вкусное варенье».
После еды захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»)
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь- зубы, а затем и первую- губы (сомкнуть губы).
1. Упражнение «Лягушка» — удерживать губы в улыбке. Зубы видны.
2. Упражнение «Окошко» — губы округлить и чуть вытянуть вперед. Зубы сомкнуты.
3. Упражнение «Лопаточка» — рот открыть, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
4. Упражнение «Улыбка» — улыбнуться (зубы не видны).
5. Упражнение «Дудочка» — вытянуть губы вперед трубочкой.
6. Упражнение «Помесим тесто» — рот открыть, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Совершать пошлёпывающие движения верхней губой по язычку (ПЯ-ПЯ)
7. Упражнение «Блинчик» — так же, как и упражнение «Лопаточка».
8. Упражнение «Чашечка» — рот широко открыть. Передний и боковой края широкого языка поднять к верхним зубам, но не касаться их. Язычок напоминает чашечку.
9. Упражнение «Бублик» — так же, как и упражнение «Окошко».
10. Упражнение «Вкусное варенье» — рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Упражнение «Качели» — рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
12. Упражнение «Лошадка» — присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Рот держать открытым, нижнюю челюсть не двигать.
Итог. Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Автор: Жердева Олеся Павловна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ №77 «Бусинка»
Месторасположение: г. Сургут, Тюменская область
Конспекты занятий Веселый язычок
Шаблоны презентаций PowerPoint Веселый язычок
Дата изменения: 11.05.2015
Дата публикации: 11.05.2015